Еще совсем недавно Алексей Шатилов гулял по улицам Лондона. И, покупая билет на представление легендарного цирка Дю Солей, не думал, что вскоре сам окажется на сцене в гуще театральных событий. На карте путешественника из Бийска много отметок. Где он только не побывал, объездил всю Европу. Был в знойной Паттайе, солнечном Риме, изящной Флоренции, великолепном Стамбуле. В итоге оказался в селе Поперечном Каменского района…
Когда-то Майя Крылова училась в Москве. В начале 2000-х в родной Пензе вместе с другом актером создали театральный кружок в «Доме Мейерхольда», знаменитого советского режиссера. Занимались актерским искусством с трудными подростками. Прошли годы, появилась семья. И в один прекрасный момент с супругом Сергеем Оглоблиным, посадив детей в автомобиль, Майя отправилась в большое путешествие. 4000 километров своим ходом на легковушке, а позади фура с вещами – вот так, бросив все на западе страны, ее семья обосновалась в Сибири, в селе Новоярки, в семи километрах от Поперечного.
А Ирина Дворских появилась на попереченской земле в 2010 году. Сбежала от суеты большого города. Из Омска переехала в тишину и умиротворение белоснежного деревенского снега, в запах летних полевых трав под чистым небом, не затянутым городским смогом.
Невероятно, но судьбы бывших горожан совпали в одной точке планеты. А их встреча изменила мир вокруг.
БЕДНЫЙ САНЯ…
Март 2021 года. Попереченский ДК. Премьера спектакля «Телемутация». Зрители встретили необычное комедийное представление на ура, смех в зале не смолкал. В самый неподходящий момент начинаются проблемы со звуком – ни музыки, ни звуковых эффектов. За кулисами нервничает режиссер Ирина Дворских. В это время к ней подползает один из актеров — Сергей Оглоблин.
— Что делать будем? — спрашивает Ирину.
— Сейчас все сделаем, — отвечает она.
Как раз должен состояться кульминационный момент — взрыв. Но как это показать зрителю без звука? Ирина находит стул и прислушивается, чтобы не пропустить момент. И вот он — ба-бах за кулисами, а на сцене что-то «взрывается». Режиссеру показалось мало и она, взмахнув стулом, создала еще один звуковой спецэффект. Главное, что не растерялись. Поначалу герои Саня и Нюся немного стушевались, не понимали, куда исчезла музыка. Потом увидели, как коллеги машут из-за кулис. Держались до победного, импровизировали, а зрители так и не поняли, что чего-то там не хватает. Вот так премьера стала для актеров настоящим боевым крещением.
Ну а для начала немного о самой пьесе. Сын-летчик дарит своим родителям-пенсионерам интерактивный телевизор с эффектом присутствия. Телевизор пытается превратить стариков в своих безмолвных подданных, пытается манипулировать ими, но вдруг встречает активное сопротивление. Главные герои – обычная семья из глубинки, супруги Нюся и Саня. По ходу дела они начинают понимать цель ведущих по ту сторону голубого экрана и перехватывают инициативу. Саня и Нюся постоянно ссорятся как с ними, так и между собой. В один момент до того достают телеведущих, что они вынуждены взять попкорн и наблюдать за семейными «разборками» пенсионеров, поменявшись местами с реальной жизнью. А бедный Саня — жена его все время пилит и устраивает ему сцены. К концу пьесы пенсионеры уже начинают подсмеиваться над современным ТВ. Не выдержав накала страстей, героиня экрана выходит из телевизора, пока никого нет дома. Впрочем, весь сюжет и кульминацию постановки рассказывать мы не будем. Здесь, как говорится, лучше один раз увидеть. В двух словах, «Телемутация» — пьеса о желании власти управлять людьми, о современном телевидении, которое является орудием в достижении этой цели.
Премьера комедии по пьесе Андрея Кружнова состоялась в Поперечном 12 марта, а уже через месяц сельских актеров ждали на «большой» сцене в Камне-на-Оби как участников районного фестиваля «Калина красная». Впервые за всю новейшую историю культурной жизни попереченского ДК. В фестивале наши герои завоевали первое место. А к концу 2021 года заняли второе место в краевомвидеоконкурсе творческих работ режиссеров-постановщиков театральных коллективов «Яркий образ». А ведь Ирина Дворских – новичок в мире театральной режиссуры. И первая же постановка приносит такой успех, несмотря на достаточно большую конкуренцию и отсутствие опыта. За один год, одной постановкой два огромных прорыва районного и краевого уровней. Конечно, вторую свою пьесу режиссер будет ставить уже образованный – Ирина прошла переподготовку и получила соответствующий диплом.
К слову сказать, наша героиня – бывший предприниматель. В культуру пришла совсем недавно, когда по некоторым обстоятельствам пришлось закрыть свое дело. В это время в сельском ДК как раз освободилась вакансия – художественный руководитель. Так она возглавила театральный кружок «Творческая мастерская». Конечно, в прошлом ей приходилось участвовать в постановках и бывать на различных культурных мероприятиях. Но когда поручили готовиться к фестивалю «Калина красная», немного опешила. Раньше ей говорили на репетициях: встань, сядь, иди, а сейчас она будет говорить это своим актерам.
«Пьесу «Телемутация» нашла еще в 2020 году, — рассказывает режиссер, — начала работать над материалом. Почему выбрала именно ее? Потому что неоднократно смотрела постановки на каменской сцене, видела работы коллег из других сел. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, все у нас одно да потому. В основном ставят семейные пьесы с похожими сценариями. Муж, жена, муж уходит из семьи, и начинаются семейно-бытовые драмы на сцене. А «Телемутация» заметно отличается от общепринятой у нас театральной тенденции. В Каменском районе я ничего подобного не видела. Очень интересный сюжет. Советую посмотреть всем».
Еще до первой репетиции режиссер рисовал в голове картинки будущей постановки, представлял людей в определенных ролях. И тут Ирина вспомнила про своих знакомых из Новоярков – Майю и Сергея. Позвонила им со словами: у меня есть роли, с которыми вы должны справиться. Они откликнулись с большим удовольствием. Семь километров только в одну сторону из соседнего села –семейная пара несколько месяцев по собственной инициативе ездила на репетиции в Поперечное.
Роль Нюси досталась местной актрисе – Ирине Селиверстовой. У Ирины Оттовны большая семья, подсобное хозяйство. Театр для женщины – способ отдохнуть физически и морально от привычных хлопот, погрузиться на несколько мгновений в параллельную реальность. Во время встречи с журналистами она, шутя, сказала, что данная роль для нее была возможностью сыграть саму себя в будущем. Заглянуть в свою старость – а вдруг и она с годами станет такой же вредной и щепетильной, как Нюся.
Роль ее супруга примерил на себя тоже местный актер Семен Георгин. Однако когда спектакль получил высокую оценку каменских коллег и предстояли гастроли в город, Семен от поездки отказался. Режиссер к таким случаям относится довольно лояльно, ведь есть одно негласное правило: актера нельзя заставлять выходить на сцену.
ШЕСТЬ ДНЕЙ, ИЛИ «КТО ВАС ТАК»?
И тут началось. За шесть дней до премьеры в Камне главный герой вышел из игры, но хоронить из-за этого такой громадный труд не хотелось. Коллектив сделал невозможное, а главную мужскую роль взяла на себя Ирина Дворских. И здесь спасли навыки Майи. Как оказалась, она практически выросла в театре и была профессиональным гримером. На западе России ее мама работала костюмером, делала актерам грим, и, можно сказать, все детство Майя впитывала в себя искусство перевоплощения. Это не только помогло выступить на каменской сцене, но и шокировать коллег по цеху, зрителей.
Кстати, боевое крещение театрального коллектива продолжилось и в Камне-на-Оби – вышли на новую сцену без единой репетиции. Десятого апреля установили реквизит, а одиннадцатого – милости просим, с корабля на бал. Все везли «на себе»: цветочки, балкон, телевизор, костюмы загрузили в машину к Сергею. Благо хоть деньги на бензин сельсовет выделил, и мебель реквизитную за собой тащить не пришлось — в Камне своя имелась.
«Я никогда не могла представить себя упитанным мужчиной с бородой, — рассказывает Ирина, экстренно в тот момент перевоплотившаяся в Саню, — первое время вместе с ребятами не могла сдержать смех, я не узнавала себя в зеркале, меня вообще никто не мог узнать в гриме. Когда перед выступлением в Камне Майя гримировала меня, кто только к нам не заходил посмотреть на это чудо – все руководство культуры Каменского района в шоке было. Все время меня просили: «Ну-ка скажи что-нибудь». Никто не верил, что за мужской внешностью скрывается женщина. Знаю, что во время нашего выступления в зале споры были: тот, кто знал, что я вовсе не мужчина, убеждал в этом рядом сидевших зрителей. После спектакля к нам подошли Алексей Найден, занимавший тогда должность депутата Алтайского краевого законодательного собрания, Лариса Кабашова, председатель комитета по культуре и делам молодежи администрации Каменского района, и Валентина Максимова, директор культурно-информационного центра. Депутат первым делом попросил: «Скажите что-нибудь. Я ведь до последнего не верил, что вы женщина. У вас ведь даже щетина на шее. Кто вас так?».
Здесь стоит отметить, что грим в «Телемутации» осуществлялся профессиональными материалами, которые актеры покупали за свой счет. Волосы Нюси и бороду Сани Майя изготавливала из канекалона – искусственных прядей, очень схожих с натуральными волосами. Склейка бороды заняла неделю в условиях шестидневной спешки, над париком Майя работала гораздо дольше. Все делалось по технологии, поэтапно. Даже гримирование Ирины в Саню занимало несколько часов. И когда мы встретились с ребятами на их территории, в попереченском Доме культуры, Майя согласилась продемонстрировать нам свои навыки, сделав грим японского театра на Алексее Шатилове. Театральный она делала на «Телемутации», цирковой на праздниках, проходивших в Поперечке летом, а японский грим – один из самых простых и быстрых, который можно было показать журналистам. И, наверное, прошло минут двадцать с того момента, как Алексей стал неузнаваем в новом образе.
Кстати про Алексея – в этом году у путешественника из Бийска будет дебют на попереченской сцене, а затем участие в «Калине красной». У местных театралов уже давно идут репетиции новой пьесы, премьера которой состоится в марте. Название и сценарий пока держат в строгом секрете. Известно, что это будет комедия. Сцену с реквизитом тоже не показали – говорят, есть дурная примета, никто не должен видеть реквизит до спектакля. Но жители Поперечного знают, что скоро наступит весна и они всем селом соберутся в ДК, чтобы увидеть новую постановку талантливых актеров.
ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА, А ДЛЯ МЕНЯ У ВАС ЕСТЬ РОЛЬ?
«У Сергея с Майей был дебют в «Телемутации», — рассказала руководитель «Творческой мастерской». — У Ирины Селиверстовой, на мой взгляд, тоже дебют был, несмотря на то, что она однажды участвовала в местной театральной постановке, но роль у нее была маленькая. В «Телемутации» для меня лично она раскрылась. Большая роль — от начала и до конца на сцене, много слов. И тут командировка в Камень-на-Оби. Переживали, что Ирина Оттовна вдруг испугается большого зала и зрителей. А она нам заявила: «Не волнуйтесь за меня. У меня очки, через которые я ничего не вижу, только сцену вокруг». Мы всегда сами к себе критически относимся, но тут я не могу не сказать, что с ролью Нюси наша актриса справилась замечательно. Мы ведь до сих пор приятно вспоминаем, как после премьеры побежали друг к другу обниматься, ведь мы сделали это, мы справились. Не представляете, какие театр может подарить эмоции».
Удивительно, но театральное направление в селе Поперечном начало набирать обороты. Ни один праздник не обходится без «Творческой мастерской». Театром заинтересовались дети.
«Ребятишки стали подходить ко мне и спрашивать: «Ирина Анатольевна, а для меня у вас есть роль?» И когда ролей нет, просят иметь их в виду в будущем. Приятно смотреть, что дети стали вовлекаться в искусство. Они приходят в театр закомплексованные, а уходят совершенно другие. Общаешься с ними и видишь, на что они способны. А когда они раскрываются – это как бальзам на душу. Ну и, конечно, все девочки хотят играть принцесс, но с возрастом понимают, что это скучно. Гораздо интереснее Кикимору или Бабу Ягу играть. Дети – это другое направление, и нас радует, что в сельском клубе театр становится популярным».
Еще одним уникальным моментом в деятельности попереченских театралов стоит отметить возвращение к забытым жанрам. Ирина Дворских с недавнего времени стала внедрять монологи. На сельских праздниках, поверите вы или нет, их читают. Первопроходцем этого забытого жанра стал Геннадий Иванов, который занял третье место в проходившем в октябре прошлого года районном фестивале творчества людей пожилого возраста «Парад талантов».
«Монолог — это интересно, — утверждает Ирина, — опять же, по моим наблюдениям — на каждом районном культурном мероприятии звучат только стихи и песни. А зрителям нужно преподнести что-то другое, новое и в то же время классическое. Первый наш монолог Поперечное восприняло хорошо, второй — с интересом, последующие — на ура. Это весело, живо, жизненно, и у нас многие актеры сейчас дебютируют с этим жанром, а зритель благодарно воспринимает».
В общем-то, и на этом не все – Поперечное уже давно «светится» на районной сцене. В 2021 году Алексей Шатилов с братом Дмитрием и Сергеем Оглоблиным заняли первое место в номинации «Молодые таланты» в фестивале «Время молодых». У них получился прекрасный ансамбль: Алексей играет на балалайке, Дмитрий — на укулеле, а Сергей — на гитаре. Второй раз участвовали, второй раз первое место. Они музыканты-исполнители кавер-жанра. Неординарные, начиная от одежды, заканчивая репертуаром. И они нашли друг друга, здесь, в Поперечном, проделав тысячи километров по России и всему земному шару. Как здесь не вспомнить до боли простые слова Василия Шукшина из «Калины красной»: «Захочешь жить – будешь жить. Не захочешь – не будешь». Можно много пенять на обстоятельства, безработицу, депрессивность городов, сел, регионов. А можно просто захотеть жить, и тогда все получится даже на краю земли.
БЕЖЕНЦЫ ИЗ ГОРОДА
«Я всю жизнь путешествовал. Объездил много городов и стран, — говорит Алексей Шатилов, — во время пандемии решил выбрать себе тихое, чистое место, где люди и жизнь проще. Как меня занесло в местный театр? Мне интересно пробовать новое. Театр – это ремесло, требует много времени и внимания. Но это теплое, веселое, неординарное времяпрепровождение, которое человека развивает».
«А у нас корни из Сибири, — подключился к разговору Сергей, — сначала с товарищем объехали весь Алтайский край, побывали везде: в предгорьях Алтая, в Колывани, в степной зоне, да во всех районах. Но душа остановилась здесь, в Новоярках. Это великолепное место – прекрасная экология, свежий воздух. Да и мы, наверное, чувствовали, что Ирина Анатольевна нас здесь ждет неподалеку».
«Возможно, последней каплей в решении переезда на Алтай стало строительство в сорока километрах от Пензы полигона химических отходов, — сказала Майя, — мы поняли тогда, что здоровых детей в таких условиях трудно вырастить. А у нас в театре, кстати, все многодетные. У Ирины трое ребятишек, у нас трое, у Ирины Оттовны четверо, у Алексея, конечно, все еще впереди.
Теперь у нас огород, свое хозяйство. И иногда жаль, когда местные жители не ценят того богатства природы, в котором живут. Да и, в конце концов, если бы мы сюда не переехали, кто бы сейчас грим в попереченском театре делал?».
«В большом городе дела нет никому до тебя, — поддержала Ирина Дворских, — там людей много, но ты никого не видишь, не знаешь своих соседей – все люди находятся за толстыми дверями. Знаете, мне стыдно признаться, но первой весной по моему приезду в Поперечное я даже не знала, как рассаду садить, ведь я городской житель. С помощью соседки посеяла ее и каждый раз, как ростки поднимались, думала, что это корни – обратно в землю их закапывала. В итоге, ничего не получилось. Зато сейчас я умею все».
Наши герои уверены, что будущее у театра есть. Рано или поздно всем тем, кто живет в телефонах и других гаджетах, придется столкнуться с реальной жизнью. Театр – реальная и очень сложная жизнь. Кино – не более, чем картинка. В кинематографе можно сделать много дублей, а в театре, как и в жизни – одна премьера без возможности что-то переснять и исправить. Вышел на сцену – крутись, вертись, «заражай» зрителя эмоциями, удержи внимание.
Интернет и цифровизация – это одиночество. В этом уверены наши собеседники. Сцена — это для души, лучший способ познакомить людей с внутренним миром актеров. Театр – элемент сплочения людей, когда совершенно разные зрители в одном зале могут испытать похожие эмоции. А этого сейчас очень не хватает в обществе. Особенно в условиях пандемии.
ЭТО ВАМ НЕ «БОЛЬШОЙ»
В сельских театрах нет финансирования. Все, от декораций, костюмов, грима, бензина для поездок ложится на плечи тех, кому интересно и небезразлично. Ставок в сельских домах культуры осталось в единичном количестве. Ирина Дворских не без сожаления называет свою труппу «бесплатными ребятами», так как никто финансово не помогает их творчеству и возрождению культуры на селе. В их случае всю посильную поддержку ребята получают от главы попереченского сельсовета Светланы Кольченко. Главе небезразличен успех людей, прославляющих малую родину.
Сегодня мы поведали не о зрелищных постановках столичных театралов, находящихся на гособеспечении. Сегодня мы рассказали о разрушении стереотипов – не все люди в современном мире бегут из села, из малых городов. Иначе как так получилось, что режиссер из Омска совместно с актерами из Пензы и Бийска уже привили любовь к театральному искусству населению одного малого села в Каменском районе. А написал обо всем этом журналист, человек, приехавший в свое время в Камень-на-Оби из столицы Восточной Сибири – Иркутска.
Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора.
В настоящее время в «Творческой мастерской» попереченского СДК занимается 16 человек. Ирина благодарит за особую активность и небезразличие к театру: Ольгу Колчкову, Геннадия Иванова (пенсионеры), Анастасию Кулигину (учащуюся 6 класса), Лидию Трабаеву (учащуюся 11класса), Майю Крылову, Сергея Оглоблина, Алексея Шатилова, Ирину Селиверстову.