Продолжение. Начало в № 48-51 (2021 г.), № 4-13 (2022 г.)
НОВО-ПАВЛОВСКИЙ
Здесь родился и проживал долгие годы Петухов Василий Михайлович, участник войны, активный общественник. Рядовой колхозник, учетчик, счетовод, бригадир — вот круг его трудовой деятельности. Последние годы своей жизни он отдал советской работе в должности председателя исполкома Рыбинского сельсовета. Человек необыкновенно щедрой души, добрый и справедливый, он вырастил семерых замечательных детей. Кристально честный, он ни на грош не замарал свою совесть перед людьми. Жена его Елена Ефимовна и теперь проживает в Рыбном, хотя дети все выпорхнули из родного гнезда.
Жила в поселке интересная семья Ратушных, состоящая из 8 человек. Приехали они сюда из далекого Приморского края еще до коллективизации, в 1929 году, к своему родственнику Панченко П. 3. Глава огромного семейства Афанасий Васильевич по тем временам был человеком передовых взглядов, с большим кругозором во многих отраслях сельской жизни. Занимался пчеловодством, садоводством. Одним словом, от скуки — мастер на все руки. Потому в колхозе доверили ему ответственнейшее дело — заведовать хатой-лабораторией, какие обязательно имелись во всех хозяйствах. Это что-то начальное от науки, своего рода ликбез, позволяющий в самыс трудные годы становления подводить под производство научные основы. Они имели опытные поля, занимались сортоиспытанием, семеноводством, даже вручную отбирали лучшие сорта зерна. Это, несомненно, сыграло положительную роль, вносило элементы научности. С хаты-лаборатории начал свой триумф в науке прославленный ученый-самоучка Терентий Мальцев. На всю страну прозвенели имена алтайского селекционера Ефремова и многочисленных его последователей, вырастивших фантастические урожаи пшеницы. Это было ефремовское движение, истоки которого шли от хат-лабораторий.
Проживал в поселке Квак Федор Кондратьевич, слепой дядя Федя, так его называли в народе. История же его, трагедия, ох как сложна и печальна. Ослеп в 24 года, будучи семейным человеком, совершенно неожиданно. Это было зимой. Ездил в Камень, на обратном пути у Дурного Лога почувствовал потемнение в глазах. Домой его довезла уже сама неуправляемая лошадь. Молодой и красивый, высокий и стройный, с богатырской силой — и слепой, калека. Вдумайтесь только, каким сильным характером надо было обладать, чтобы не опустились руки, и жизнь не.потеряла смысла. Он нашел мужество и ежедневно совершал подвиг своими могучими руками. Катал самые красивые и прочные валенки, на любой фасон, зарабатывал себе на хлеб, да семью с тремя детьми содержал. Закладывала валенки жена. А еще была у него верная подруга-гармонь. Лучший гармонист не только веселил народ по праздникам да свадьбам, но и разгонял свою тоску-печаль. Бывало, брал он в руки свою душевную подружку, садился в укромное место, и лилась над деревней то грустная, то веселая мелодия, и народ замирал в оцепенении. Все понимали, откуда рождаются эти таинства. Прозывали его в поселке Маланиным.
Привлекает внимание одно из немногих (хорошо сохранившихся) кладбище. Оно расположено на пригорке, рядом с поселком, в сторону озера. Место сухое и чистое от травостоя. Четко видна канава, ограждавшая деревенский погост. Среди могильных бугорков есть несколько с памятниками и оградами, да один-единственный, сиротливо стоящий, древний тополь. Стоит он как страж и признак человеческого внимания.
И. МЕЙКШАН. Фото из фондовой коллекции Каменского краеведческого музея и Рыбинского ДК.