Каменские теплосети начали готовиться к следующему отопительному сезону уже на исходе нынешнего. И начали с наболевшего — с изоляции теплотрасс, которые годами греют воздух, усложняя жизнь, в первую очередь, самому предприятию. Данный вопрос остро звучал на сессиях райсобрания с прошлого лета, замечания по нему попали в блокнот политических кураторов Каменской зоны в краевом правительстве. И в этом сезоне к утеплению труб муниципальное предприятие подошло комплексно.
Об этом рассказал (и показал в ходе импровизированной экскурсии) главный инженер МУП «Каменские теплосети» Александр Кунц:
— Подготовка к проведению данных работ началась ещё в прошлом году. Ещё в октябре был проведен аукцион в электронной форме на приобретение материалов для утепления трубопроводов, но торги не состоялись в связи с отсутствием заявок на тот объем материалов, который мы заказывали, в том числе прошивной мат и оцинкованная рулонная сталь. 18 ноября мы повторно разместили документацию на проведение торговых процедур, и на заключение договора была всего одна заявка. Аукцион также не состоялся, однако сама заявка участника о закупке была признана соответствующей требованиям в соответствии со статьей 40 Положения о правилах закупок товаров и услуг муниципальным унитарным предприятием. В итоге был заключен договор на поставку материалов для утеплителя с данным участником аукциона.
— Александр Викторович, какова протяженность воздушных трубопроводов, и сколько нужно заново утеплить?
— Мы провели расчёт текущей потребности в теплоизоляции, она составила 3329 погонных метров теплотрасс разных диаметров. При этом общая протяженность надземных участков составляет 4404 метра. То есть мы рассчитали, сколько материалов необходимо для утепления наиболее проблемных участков.
— Что будет с остальными?
— В общей сложности около километра надземных участков на сегодняшний день пребывают в более-менее благоприятном состоянии. Старая изоляция пока ещё выполняет свой функционал, но, тем не менее, в дальнейшем требует приведения в соответствие с требованиями СНИП.
— Мы обратили внимание, что вы возвращаетесь к старой, так сказать, обкатанной веками технологии — утеплитель вроде стекловаты и железный кожух для защиты. Она по-прежнему актуальна?
— Да, поскольку есть определенные строительные нормы и правила, и работы по утеплению теплотрасс проводятся, неукоснительно им следуя. Сначала трубопровод очищается от старой изоляции, затем накладывается прошивной мат, который закрепляется с помощью хомутов или вязальной проволоки, сверху теплоизоляция покрывается оцинкованной сталью с закреплением по всей окружности и протяженности трубопровода. Трубы, идущие параллельно, по возможности стараемся утеплять отдельно — для эффективности сохранения температурного баланса. Есть участки, представляющие определенные сложности, на которых можно провести работы только после окончания отопительного сезона. Например, на некоторых участках трубы слишком близко друг от друга, что не позволяет изолировать их по отдельности. Часть теплотрасс вообще лежит на земле, следовательно, их нужно приподнимать и устанавливать на опоры. К фактическим работам мы приступили сразу после закупок, выявив самые проблемные участки, которые требовали срочных мер.
— Кстати, почему не вышло с инновационной технологией — утеплением с помощью напыления пенополиуретана?
— Данная технология сама по себе неплохая, и мы не намерены отказываться от нее полностью. Однако здесь есть некоторые нюансы. Например, после нанесения пенополиуретановой изоляции также требуется покрытие оцинкованной сталью, поскольку ППУ на открытом воздухе разрушается. В среднем за год слой изоляции истончается до четырех миллиметров, но дело в том, что под воздействием солнечного излучения она меняет свою структуру — становится пористой и менее плотной. В плане утепления она эффективна, но по нормам слой напыления может составлять до сорока миллиметров. То есть данный способ довольно затратный. Также нужно учитывать, что компоненты для утеплителя производятся за рубежом и стоят недёшево — при том, что сама установка не является таким уж дорогим механизмом.
— Но вы же не планируете отправить её досрочно «на пенсию»?
— Как я уже говорил, отказываться от данной технологии полностью мы не намерены, но будем использовать её только там, где — это целесообразно. Для предприятия это новшество, мы только начали разбираться во всех нюансах. Мы изучаем технологии комплексно, ищем способы, которые позволят эксплуатировать трубопроводы максимально эффективно. В любой работе есть технические нюансы, которые нужно анализировать и делать выводы.
— Сколько участков трубопроводов вы намерены утеплить в этом году?
— Вообще, мы планируем выполнить весь объем, который я озвучил в начале интервью — это необходимо, в первую очередь, для более эффективной деятельности предприятия. Материал мы закупили, но объем работ предстоит очень большой. Собственными силами мы его не выполним, поскольку в рамках подготовки к отопительному сезону запланировано много разных мероприятий. Нужно готовить и другие объекты, в том числе оборудование на котельных.
— Отдадите на аутсорсинг?
— Не в полном объеме. Все работы по утеплению надземных теплотрасс мы намерены проводить поэтапно. Мы не хотим включать весь объем работ в один аукцион, целесообразнее проводить торги на разные участки отдельно. В апреле мы начали утеплять теплотрассы собственными силами, а также заключили разовый договор со специализированной организацией, которая работает в этой области. Это дает нам возможность перенять опыт. Так и планируем работать в дальнейшем — часть работ по утеплению будем отдавать сторонним организациям, часть будем делать сами. Чем больше сделаем сами, тем больше сэкономим средств, которые можно направить на другие объекты предприятия.
— Что уже сделано на сегодняшний день?
— Проведены работы по изоляции надземных участков теплотрасс котельной № 7 в районе улицы Титова, сейчас ведутся работы на тепломагистрали от здания котельной по улице Красноармейской. Своими силами утеплили участок в районе улицы Новой. В апреле планируем провести торги по утеплению теплотрасс, и сейчас ведем подготовку трубопроводов в районе 330 квартала по улице Радостной, на железнодорожном вокзале в районе Новоярковского тракта и вдоль школы № 9.
— Самые застарелые проблемы, как я понимаю?
— Действительно, данные надземные трубопроводы уже десятилетиями находятся в неудовлетворительном состоянии. Мы планируем сделать в этом году всё, что сможем в рамках бюджета организации.
Не стоит забывать о том, что утепление теплотрасс — лишь часть работы рамках подготовки к отопительному сезону. В этом году в бюджете МУП «Каменские теплосети» запланированы средства на приобретение материалов и оборудования, необходимого для ремонта и реконструкций на котельных и теплосетях. Подробнее о том, как ведется подготовка к следующему отопительному сезону, и как прошел нынешний, мы расскажем позднее.
Максим ПАНКОВ. Фото автора.