В Каменской детской школе искусств 31 октября состоялось открытие выставки «Вдохновение», приуроченной к 50-летнему юбилею художественного отделения и к Году народного искусства.
Здесь предоставлены работы мастеров-преподавателей различных техник и жанров живописи, а название самой выставки возникло вследствие того, что написанием картин художники обязаны вдохновению. Вдохновляются они родными местами и пейзажами, родным городом и людьми, а потом все, что ими прочувствовано, воплощают в работах, украшая полотна красками своей души.
На торжественной части открытия присутствующим рассказали, как в далеком 1972 году тогда еще художественная школа занимала небольшое здание на улице Колесникова. Первый ее выпуск состоялся в 1976 году и насчитывал чуть более 30 учеников. В 1984 году она переехала в просторное помещение бывшего особняка купца Винокурова, где и находится по сей день. Теперь в стенах этого здания, благодаря усилиям преподавателей и учеников, устраиваются конкурсы, выставки, рождается много замечательных работ. В последние годы были открыты новые направления — это студия для взрослых и группа раннего эстетического развития. Сейчас общее количество обучающихся насчитывает 160 человек.
ВСЕ ОТТЕНКИ ПРЕКРАСНОГО
Одним из первых свои работы и моменты вдохновения представил Владимир Шерстюк, выпускник Новоалтайского художественного училища, один из родоначальников художественного отделения.
— Я немного вам расскажу о моей работе «Пора цветения».
Обычно для написания этюдов я уезжал на ту сторону Оби, где затон. Весной, попав в момент пробуждения природы, я был настолько впечатлен ее силой, буйством красок, цветов и запахов, что немедленно принялся за написание данной картины и закончил ее за два дня.
— А эта работа называется «Зимняя ночь», я писал ее под впечатлением от ночной охоты. Написал ее буквально за рекордные пару часов.
Так же он представил свой этюд «Весенний», списанный непосредственно с натуры, и зимний мотив «На Источном». Как правило, Владимир Шерстюк вдохновение брал, проводя много времени на природе, занимаясь рыбалкой и охотой.
Далее преподаватель Евгений Бугров представил свои произведения, написанные гуашью, акварелью и углем.
— На этой выставке представлены мои работы, например, графические листы, это были поисковые зарисовки для дипломной работы. К счастью, они сохранились, и я решил их выставить, — обращаясь к следующей работе, продолжил художник. – Пейзажи… в этом году я ездил к родственникам и на той стороне реки запечатлел привлекательные сельские виды. Моя самая любимая техника – акварельная. Время от времени я возвращаюсь к ней и стараюсь оттачивать свое мастерство.
Свои полотна представила и Татьяна Софьина:
— Все выставляют живопись, а у меня графика. В основном, бытовой натюрморт, на эти работы меня сподвигла осенняя тематика. Люблю в графике показывать эмоции людей, например, как на «Мужском портрете».
Смотря на следующие ее две работы, понимаешь, что они идентичны, только одна из них выполнена в белом цвете, а вторая полная ее копия, но уже в черном формате. По словам Татьяны, эти работы аналогичны, называет она их «дитрих».
Ангелина Тонкошкурова свои работы творит гуашью, многие картины она считает, как свой прожитый момент жизни. В этюде «Моменты лета» ей хотелось сохранить летние теплые воспоминания. Самая большая ей представленная картина «Здесь цветут цветы». Тема была выдумана из головы, богатое воображение вносит в творчество философский характер, потому что в самое темное время мы пытаемся найти нечто прекрасное. А вот на изображение таких картин, как «Северный ветер» и «Осень, особые черты», Ангелину сподвигли прочитанные легенды, мифы и истории.
— В портрете «Осень, особые черты» именно так мне представляется осень, ее томный взгляд, проявление нежности, наивности в это время года, — отзывается о своей картине автор, — даже несмотря на холодное название «Северный ветер», я пыталась передать пылающий огонь в глазах изображенной девушки.
Ангелина Николаевна рассказала, что портреты людей часто рисует по воспоминаниям. Все свои работы выполняются ею в порыве воодушевления, особенно любит ночное время, когда ее посещает то самое вдохновение.
Ольга Котина представила свои работы в жанре натюрморт и пейзаж.
«Моя любимая техника — это акварель. Пробую себя в жанре натюрморт и пейзажи. Вот довольно сложная для меня работа, большой натюрморт — «Восточная сказка», выполнена в смешанной технике, я сочетала акварель и сухую пастель. Работала долго, много сомневалась, но в итоге все мои детские воспоминания от Самарканда и моей родины Ташкента, в общем, многолетняя сборка вылилась в этот натюрморт», — описывает свои произведения Ольга Сергеевна.
Работы декоративно-прикладного искусства и вышивки были представлены Людмилой Украинской. Ее полотна с ювелирной четкостью повторяют шедевры самых известных произведений искусств, выставляемых в музеях мира. — Эти вышивки не просто точно передают детали известных шедевров, они воссоздают настроение художника, его мысли и чувства, — говорит Людмила Семеновна.
Некоторые из представленных ею работ, это – «Утро в сосновом лесу» по картине Ивана Шишкина и «У чужого окна» Константина Васильева. О своем искусно вышитом произведении «Дева Мария с Иисусом на руках» она отзывается: «Считается, что решительное желание вышить или нарисовать лик святых дается свыше». И кажется, что в руках этого мастера иголкой, как кистью, можно изобразить любой рисунок с открытки и он станет шедевром.
Искусство хохломской, городецкой и урало-сибирской росписи на выставке представляла Нина Черникова. Рассказав об их истории и развитии, а также технологии рисования, она перешла к своим работам. Для каждой из росписей характерна своя цветовая гамма и своя техника. Городецкая техника была представлена работами «Светлый праздник», «Весенняя трель» и «Русская красавица». Но одна из самых любимых росписей Нины Васильевны урало-сибирская.
— Пришла она к нам с Урала. В 17 веке уже складывались два направления росписи, деревянных и металлических изделий. Расписывали предметы быта, в первую очередь, это, конечно, прялки и наряду с предметами расписывали жилье, — рассказывал мастер.
Изображённая ею роспись уникальна своей техникой двойного мазка. На кисть одновременно берут два цвета, и получается плавный переход от одного цвета к другому. Изображают все: и листья, и бутоны, здесь мы можем увидеть и графические элементы и живописные. Сама по себе роспись очень символична, изображение птиц обозначает символ семейной счастливой пары. Декоративные панно, выполненные Ниной Черниковой в данной технике — «На счастье» и «Сибирские мотивы». В урало-сибирской росписи выполнены расположенные на столе деревянный поднос и разделочная доска, на них ярко красуются цветущие, восхищающие своим образом ирисы, что и соответствует их названию. Все работы выполнены гуашью, акрилом и сверху покрыты лаком.
По завершении торжественной встречи директор школы искусств Елена Рутковская обратила внимание, что выставка будет открыта и будет действовать некоторое время после школьных каникул, так же планируется приглашение групп детей для экскурсии.
УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В СВОЕМ УЧЕНИКЕ
По окончании художественной выставки искусств я пообщалась с некоторыми из преподавателей, хотелось узнать, чем вдохновляется автор, что для него сокровенно в своем творчестве, как его опыт и знания передаются дальше.
Евгений Бугров, рассказал, что уже 17 лет работает в школе и для него это уже не первый опыт показа работ, приходилось принимать участие и в выставках совместно с музеем. Многие из представленных им картин совсем еще новые, были сотворены в этом году и на каждой из них изображены местные мотивы летних сельских пейзажей. Они полны свежести и теплоты, словно согреты солнцем.
Ангелина Тонкошкурова поделилась, что работает совсем недавно, только пятый год, сейчас ведет выпускной класс — 22 человека. Любит изображать пейзажи и портреты, вдохновляя свое воображение чтением и прогулками. И ее произведения действительно очень загадочны, мотивы полотен будто сошли со страниц таинственных книг.
Нина Черникова по образованию «художник росписи по дереву», своим творчеством увлечена уже более 30 лет, а теперь навык прикладного искусства она передает детям. Ее ученики постигают азы и совершенствуют мастерство росписи. Детские работы участвуют в общественных городских выставках. Нина Васильевна считает, что данное направление в искусстве всегда дисциплинирует детей, помогает концентрироваться, приучает к аккуратности и четкости, что очень важно по жизни.
Татьяна Софьина по образованию – «дизайнер», обучалась в педагогическом университете на факультете «Институт искусств», учит детей четвертый год. Ставит детям бытовые натюрморты, откуда и черпает вдохновение. В своих натюрмортах она, не меняя линейного построения, включает присущую ей графику, сохраняя светотеневую часть. Ее черно-белые полотна гипнотизируют своими геометрически выверенными линиями, невольно останавливаешь взгляд, чтобы рассмотреть каждую деталь натюрморта.
А творческий подъем Ольги Котиной приходит от самого материала, который используется в ее работе – кисти, краски, бумага, попадая в ее руки, пробуждает в ней «творческий зуд», а идеи они всегда в голове, в фотографиях, в воспоминаниях. У Ольги Сергеевны есть работы в масле и в акриле, но единожды влюбившись в акварель, она теперь навсегда испытывает полный восторг от акварельных натюрмортов.
Надежда ГЕРАНЬ. Фото автора.