Детектив прошлого, или Секреты каменских некрополей
Археолог. Это такой мужчина в коричневой панамке с завязками. Такого же цвета рубашка, шорты. Он на коленях стоит с кисточкой и пинцетом где-то в Египте у обнаруженной в песках гробницы. Кропотливо сметает вековую пыль с останков или саркофага с мумией у подножия древней пирамиды. А вот раскопки где-то в дебрях Амазонки – археологи нашли древний город, скрытый от глаз многие тысячелетия. Этот человек окружен артефактами, тайнами и гробницами. Таких называют детективами прошлого. И, наверное, каждый из нас представляет его именно таким, насмотревшись приключенческих и научных фильмов.
Встретиться с настоящим археологом мне довелось недавно. Событие по-детски предвкушала – каким же он окажется, похожим ли на те образы, что нарисовал кинематограф, или нет? Что он раскапывал, в каких экспедициях участвовал и что делает в Камне-на-Оби?
С берега реки в районе каменской спортивной школы ко мне поднимался человек… в светло-коричневой панамке с завязками, такого же цвета костюм и жилетка. На шее бинокль, к карману прикреплен GPS. Полная походная экипировка для условий сибирской осени. Так не обманывали фильмы, создавая его образ в моей голове еще с раннего детства!
Роман Белоусов родом из Камня-на-Оби, учился в школе № 3. И он знает о своей малой родине гораздо больше, чем каждый из нас. Ведь до встречи с ним я и предположить не могла, что небольшой провинциальный городок на севере Алтайского края со всех сторон окружен курганами, могильниками, поселениями и крепостями. И когда-то очень давно древние каменцы поддерживали связь с Персией, Индией и Китаем. А самая «крупная» находка Романа – кусочек китайского зеркала эпохи империи Хань (2200 лет назад). И обнаружил он его, как и многие другие артефакты, не где-то там, в Египте или Македонии, а здесь, на нашей земле во время археологической экспедиции в «нулевых». И еще знали ли вы, что по барнаульской трассе недалеко от выезда из города есть еще один Камень – древний Камень-2? Корреспонденту газеты удалось там побывать.
ДРЕВНЕЕ УРОЧИЩЕ
Правобережье. Урочище Раздумье. 2002 год. Это сегодня место глухое, но многие столетия и даже тысячелетия здесь кипела жизнь. Чтобы найти затерянное в веках, он и его группа месяцы напролет жили в полевых условиях, без удобств. Исследовали разрушающуюся часть древнего городища, укрепленного рвами и валами поселения. Раскопки велись по квадратам, с зачисткой каждого слоя для выявления древних останков. Каждая находка отмечалась на отдельном плане и аккуратно заворачивалась. Весь процесс раскопок тщательно фиксировался на фотопленку. Костяная ложка, бронзовое украшение в виде полой трубки, кость с рядами насечек.
Раскопки в нулевые годы продолжали работы археологов по изучению древних памятников урочища Раздумья, ведущиеся с 50 гг 20 века. Именно здесь еще во времена экспедиций 50-60-х годов прошлого столетия было обнаружено захоронение охотника-шамана, относящееся к медно-каменному веку. Тогда же исследовали курганы в Соколово и Дресвянке. В одном из археологических объектов Раздумья Анатолием Павловичем Уманским (прим ред. Алексей Павлович Уманский — барнаульский археолог, проводивший раскопки в Каменском районе в 50-60-е годы прошлого века) в древнем кургане было обнаружено зеркало ориентировочно 6 века до н. э. Зеркало представляло собой точный календарь с указанием смены времен года. Сейчас оно хранится в Каменском краеведческом музее.
После раскопок Романа Белоусова на Раздумье был получен богатый материал, освещающий историю нашего района 6-1 века до н. э. И изучают этот материал еще по сей день. А еще выяснилось, что древние каменцы тоже приняли участие в «Великом переселении народов». Тогда на освободившиеся лесостепные пространства Алтая с севера из тайги вдоль правобережного Приобского бора продвигались племена охотников и рыболовов. В те неспокойные времена на месте поселения приходилось усиливать оборонительные сооружения в виде стен частокола, рвов и валов. Одно из тех племен и обосновалось в Раздумье.
В интервью «Новой газете» 2002 года Роман Белоусов рассказал, каким образом Раздумье привлекло к себе внимание ученых: «В 1780 году проезжал здесь унтер-шихмейстор Василий Головин (чин горной службы). Он первым обратил внимание на урочище Раздумье.
В начале XX это место осматривал директор Каменского музея П. И. Юхневич. Его материалы заметил Уманский, ведь Раздумье — уникальное место. По инициативе Уманского совместно с каменским музеем в 1959 году состоялась первая экспедиция на Раздумье. В дальнейшем экспедиции шли ежегодно до 1966 года. В ходе работ выяснилась история археологического памятника, и была освещена история заселения Каменского района людьми в древности».
Но это лишь маленькая крупица нашей истории.
ТАЙНЫ СТАРОГО ГОРОДА
Наверняка всем нам понятна этимология названия города «Камень-на-Оби». Собственно, камень и привлек древнее, а потом русское население в это место на берегу матушки Оби. Именно в нашем славном городе Салаирский кряж проходит через Обь и уходит на Запад. Можно сказать, что крупный горный узел дал некий толчок развитию человеческой инфраструктуры. Камень-на-Оби — это каменная горловина, в которой сужается река, да и добраться до противоположного берега из-за этой суженности именно в этом месте гораздо проще. Эти факторы, как магнит стягивали сюда людей тогда. Наверное, поэтому мы находимся здесь сейчас. А археологи на подобные вещи «профессиональный глаз» набивают. Сразу определяют места, выгодные для человеческого жилья. Ведь логика размещения тех или иных человеческих объектов всегда есть. Археолог пытается эту логику выхватить.
Наш собеседник предполагает, что самое древнее население нашей местности, скорее всего, находилось в районе реки Суева (с эпохи бронзы до средневековья).
Конечно, в ходе беседы удивительно было осознавать тот факт, что Каменский район обжит, можно сказать, испокон веков, задолго до нас и имеет уникальную археологическую историю.
«В стороне станции Плотинная точно есть могильник, в котором встречены материалы энеолитического облика – это каменный век, т.е. 6 – 7 тысяч лет назад- утверждает археолог, — погребения ирменской культуры бронзовой эпохи (3 тысячи лет назад) я копал на правобережье.
Я думаю, что в Камне можно обнаружить и палеолит – древний каменный век, время, когда человек только начал приходить в Азию. Почему я говорю о палеолите в Камне? Потому что в самом городе и в его окрестностях известны выходы древней фауны – это мамонты, носороги, бизоны и т.д. А там, где есть эти выходы, можно обнаружить и останки человека. Пока они не найдены, нужно искать».
КАМЕННОЕ ЛИЦО
А мы ведь не зря на берегу реки встретились именно в этом месте. И я поспорить готова, что большинство читателей не знают о том, что именно здесь, на берегу у спортшколы можно увидеть петроглифы, наскальные рисунки. Как-то по весне Роман написал об этом в одной из каменских социальных сетей, и девушка по имени Кристина Соколова тут же отправилась к выходу скал на обском берегу. Уточнив у Романа местоположение петроглифов, она очистила изображения, заросшие травой и мхом.
«Все, что нанесено на камень человеком, считается петроглифом, — объясняет мой спутник, — «петрос» — камень, «граф» — пишу. Все то, что написано на камнях, выбито, нарисовано, прочерчено — это все считается петроглифами.
Если здесь посмотреть, тут есть даты «1937», «19 апреля 1925 года» — видимо, кого-то в армию забирали. Видите, значок стоит. Я еще там нашел надпись «1905 год»» — этой надписи уже больше ста лет. Здесь есть очень необычные петроглифы, достаточно нестандартные, отличающиеся техникой. Это техника выбивания, что нехарактерно для праздных людей, которые сидят на берегу и вычерчивают что-то, пока время есть. Видите, человеческое лицо с короной на голове? Этому рисунку может быть сто лет, а, может, и не сто, а гораздо больше. Такой же примерно человек с короной был обнаружен изображенным на кости в Новосибирской области и датируется началом нашей эры.
Еще на скалах этого участка набережной есть знак колеса с крестиком внутри. Это, действительно, может быть древним изображением. Я тут находил какие-то полуовальные рисунки, которые тоже, возможно, относятся к более ранней эпохе, чем русское заселение этих мест. Петроглифы вообще разбросаны по Камню-на-Оби. Тем более рисовать в городе есть где, ведь именно в Камне выступает наружу Салаирский кряж».
Честно признаться, приходилось видеть древние петроглифы, проезжая по Чуйскому тракту. Люди оставили на скалах рисунки своей охоты, животных, в камне застыла старая, непонятная нам сейчас жизнь. Но никогда и в голову не приходило, что наскальные рисунки есть и в нашем городе, стоит только спуститься к набережной. И тот солдат, которого призвали в армию в далеком 1925 году, давно исчез в вечности, как сгоревшая спичка. Но надпись, оставленная его рукой на камне почти сто лет назад, живет и напоминает о том неведомом человеке, таком же каменце, как и мы с вами.
КАМЕНЬ-2 – НЕКРОПОЛЬ
Выезжаем за город и мчим по барнаульской трассе. Через некоторое время поворот направо и по полевой дороге едем на высокую обскую террасу, где стоит курган. С виду обычный холм, заросший травой. Никогда бы не подумала, что здесь захоронен человек древности. Вообще, всю эту местность можно назвать некрополем. Настоящий город мертвых.
Курган, вернее, сохраненная его часть, примерно два метра высотой и пятьдесят метров диаметром. Это единственное сохранившееся погребальное сооружение от очень большого курганного могильника, который был исследован еще в 50-е годы. Здесь было много сооружений, и шли они группой. Исследователям сразу стало ясно, что созданы они человеком, а не природой. В 1953 году их зафиксировала археологическая экспедиция ленинградских археологов М. П. Грязнова и М. Н. Комаровой, которая работала здесь. Ведь, как сказал Роман Белоусов, в те времена в Камне предполагалось строительство гидроэлектростанции. Соответственно, обследовалась вся территория в округе.
В 70-х годах Камень-2 копала экспедиция Академии наук под руководством Могильникова из Москвы и Уманского из Барнаула. Выкопано было здесь около 26 курганов. В этом районе около 6-7 курганных групп и все они достаточно крупные. Самый внушительный из них в районе села Рыбного. Он в высоту метра четыре.
А в Камне-2 очень интересный материал удалось раздобыть, который относился к раннему железному веку скифской эпохи (около 2500 лет назад). Есть материалы и более поздние, которые относятся к средневековью.
«Курган — это особой формы могила, — говорит Роман, — это надмогильное инженерное сооружение, которое, дойдя до наших дней, приняло вот такую расплывшуюся форму. Это не просто насыпь, это не просто накидали земли. Землю ведь через 10 лет растянет. Это сооружение, которое может включать в себя разные слои, прослойки, внутренние конструкции.
Делали курганы, чтобы увековечить память человека. Внутри находится могила: деревянные кладки, колонны, саркофаги. Все это отображает религиозное мировоззрение тех людей.
В Камне-2 при раскопках были встречены разные материалы: горшки, украшения, очень красивые детали конской сбруи, глазчатые бусины, есть здесь и зеркала, все, что соответствует скифской эпохе (2500 лет назад). Этот могильник относится к отдельно выделенной культуре – каменской культуре. Каменская культура – археологическая культура скифского времени, которая связана с кочевниками центральной Азии и которая является частью этого кочевого скифского мира 6 – 2 века до н. э.».
Поднимаясь на курган, археолог отметил, что на такое масштабное сооружение потрачено довольно много времени. Примерно в середине кургана земля подалась вглубь.
— Вот здесь была могила. Это сруб наподобие дома, скорее всего, тюркского времени, — продолжает мужчина, — в нем захоронен древний житель Каменского района. Где-то здесь, может, и лошадь взнузданная лежит.
— Неужели это все нетронутое по сей день? — не могу сдержать, может, и глупый вопрос.
— Скорее всего, курган грабленый, потому как в них, как правило, всегда были ювелирные украшения. Поэтому их грабили еще в древности практически свои же соплеменники. А потом грабили в течение следующих столетий. Последний такой крупный грабеж был с приходом русских. На этой стороне Оби кочевые народы жили, а русские переправлялись через реку с восточной стороны. Переправлялись мужики летом, сбиваясь в группы, уходили сюда в степь, чтобы грабить курганы. На это и жили. А называлось это бугрованием. Поэтому найти в наше время здесь что-то ценное очень трудно.
Вот пример, история, чтобы вам понятно было то, что здесь было.
Роман рассказал историю первого губернатора Сибири Матвея Гагарина. Он в Тобольске скупал у бугровщиков ювелирные украшения скифских могильников. И потом одно из них преподнес в дар Петру I. Царь принял эти массивные, художественно выполненные золотые украшения, всего около 22 кг золота. Исследователь улыбается, что, наверное, таким образом, Гагарин хотел взятку царю дать. Но не удалась ему эта «затейка». Кончил плохо — его повесили. А этот дар, золотые украшения впоследствии стали основой для создания сначала кунсткамеры, а потом первого музейного собрания. Его коллекция сейчас находится в «Эрмитаже» в Петербурге.
— А у нас в Алтайском крае сейчас проводятся какие-нибудь археологические раскопки? Вся Россия богата археологическими ценностями, чем в этом плане выделяется наш регион?
— В Алтайском крае сейчас работает около десяти экспедиций. В основном, конечно, в предгорной зоне, в горах. Но есть те, кто в степи работает. Конечно, хотелось бы, чтобы больше раскопок проводилось, так как регион у нас большой, огромный. Материалов гигантское количество. И, в целом, наш край наиболее оптимальный регион для жизни в Сибири. В глубокой древности человечество предпочитало селиться именно здесь. Поэтому у нас самое крупное количество археологических объектов Сибири, состоящих на учете. Мы четвертые в России по этим показателям. Из-за того, что у нас есть горная часть, в которой найдены люди архаического облика, населявшие нашу местность, предположительно около миллиона лет назад. Алтай в то время был совсем другим, преобладал тропический климат, росли тропические деревья и соответствующая фауна. К примеру, стоянка Карама, которой 800 000 лет. Даже представить себе сложно эту цифру. Это Денисова пещера, в которой нашли вообще новый вид человека — это денисовцы, за исследование которого недавно шведский ученый Сванте Паабо получил Нобелевскую премию. У нас есть все эпохи жизни нашего вида. Таким, наверное, похвастаться другие регионы не смогут. В Сибири точно нет пока объектов такой глубины и разности. В Хакасии может быть что-то похожее.
Вообще, Камень-2 изучался, когда строился Кулундинский канал. Может быть, после публикации в газете кто-нибудь из тогдашних участников раскопок откликнется, потому как копали тогда и каменцы, было бы интересно с ними пообщаться.
АРХЕОЛОГ – УЧЕНЫЙ, ЧЬЯ КАРЬЕРА ЛЕЖИТ В РУИНАХ
«Я копаю с 1998 года, — рассказывает он, — начал заниматься археологией в рамках практики, когда учился в барнаульском педуниверситете. В 2000 году начал проводить археологические работы в Камне и окрестностях. В 2001 году получил открытый лист на Каменский район. Исследования на Раздумье — это мои раскопки. Копали там в течение 7-8 полевых сезонов. Это отдаленный район, поэтому ездили туда компактной группой. Раздумье — многослойный и сложный для изучения памятник. Много слоев, много эпох. Все эпохи, которые были на каменской земле, представлены в Раздумье, начиная с энеолита, заканчивая татарами и приходом русских, то есть 6 тысяч лет истории обитания человека в нашем районе. И каждый период там отложил очень мощный культурный слой.
Кстати, человек не может просто взять и начать археологические работы. Для этого нужно получить официальное разрешение — так называемый открытый лист академии наук России на определенный вид работ на определенном памятнике. Без официального разрешения — это уголовное преступление. Еще тебе никто не разрешит этим заниматься сразу. Ты должен сначала в экспедиции поездить, у тебя должно быть профессиональное обучение, опыт работы с материалом и методикой исследования. Инженеру же никто не даст проводить коммуникации просто так, сразу. Инженер должен быть образованным, подтвердить квалификацию, его проекты должны пройти экспертизу. А у нас ведь специфическая наука. Дело в том, что когда археолог изучает объект, копает его, он, по сути, его уничтожает. Когда ты выкапываешь поселение или могильник, они перестают существовать. Отсюда такие строгие требования и предписания к археологическим работам.
Кстати, открытых листов России дается порядка 5000. Вот и представьте, что в нашей стране всего 5000 археологов, или даже меньше».
Наш герой копал много, в разных уголках Алтайского края. А в 2019 году в краевой столице образовали Сектор археологии Управления по защите культурного наследия, куда он перешел работать в качестве специалиста, который занимается защитой и охраной культурных памятников. По этой причине и находился в командировке в Камне-на-Оби во время нашей встречи. Объезжал северные районы Алтайского края, чтобы найти и осмотреть памятники, которые стоят на охране. Найти их иногда нелегко, так как открыты они давно. Его задача идентифицировать их на местности и посмотреть, в каком они состоянии, зафиксировать, подверглись ли они разрушениям.
Особенное негодование у археолога вызывают так называемые «черные копатели», люди, бродящие по полям и горам с металлоискателями.
«Звякнул аппарат, он взял и выкопал, — вздыхает он, — для науки для понимания истории это ничего не значит. Это просто грабеж, причем, уголовно наказуемый. Почему я сетую на это? Да потому что достал он с металлоискателем скифскую стрелу, а в этом месте, может, какая-нибудь битва была или поселение или могильник. Но теперь об этом никто и никогда не узнает. Археолог никогда не сделает так вот, взял, ковырнул, вытащил. О каждом объекте серьезный отчет составляется, раскопки производятся медленно и по определенной методике. Мы ведь на Камень-2 сейчас пришли тоже по отчету археологов семидесятилетней давности».
Роман Белоусов уверен, что те знания, которые получаются с помощью археологии, человечеству нужны. Это нужно знать, потому что это история твоего района. Твоямикроистория, которая показывает, что мы пришли жить не на пустое место, в пустое вековое пространство. Мы сейчас живем на земле, которая была привлекательна с глубоких времен. Мы продолжаем путь поколений, которые приходили сюда тысячелетия назад.
Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора и из архива Романа БЕЛОУСОВА. 2022г.
Из путевых заметок Романа БЕЛОУСОВА:
«Каменский район Алтайского края. На западе района – нескончаемые степные пространства, на востоке – сосновый бор. И главная доминанта – это река Обь. Мощь, раскинувшаяся на километры. Альфа и Омега этих мест – кормилица, родительница. И сейчас и в древности. Ее берега усыпаны городищами, поселениями и могильниками всех эпох.
Изучение древностей этого района началось ровно сто лет назад. Во время гражданской войны учителя города Камень бежали на правый берег реки от террора. И в чащах начали собирать материалы по археологии, по ботанике и т.п. В 1921 году ими была организована первая археологическая экспедиция. Через 70 лет, в 1991 году археологом и историком Барнаульского педагогического университета были составлены описания изученных к тому времени археологических объектов этого района. Ровно через 30 лет по этим данным я на этих объектах…
В 1921 году ими была организована первая археологическая экспедиция. Через 70 лет, в 1991 году археологом и историком Барнаульского педагогического университета были составлены описания изученных к тому времени археологических объектов этого района. Ровно через 30 лет по этим данным я на этих объектах…
Надеваю портупею своего снаряжения и иду по маршруту среди пустошей, маршруту, проложенному сто лет назад, по тридцатилетним запискам, созданным во время падения Советской Империи».
Очень познавательно!
Машину времени заводим и едем!
А ещё значок ютюба над надписью 1925г. Оо