«Я с детства мечтала быть артисткой, а вместо этого более сорока лет отработала экономистом и налоговиком. Пришло время исполнять мечты», – радуется каменская пенсионерка-активистка Наталья Белякова, которую в Камне-на-Оби знают многие. Но мало кто в курсе, через что ей пришлось пройти на пути к мечте.
Работа должна кормить
Так считали родители Наташи Нестерчук, когда встал вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути для младшей дочери. Настаивали на профессии, которая даст твердую почву под ногами в любые времена.
Предки Натальи Ивановны в тридцатые годы прошлого века бежали от голода в Сибирь с Украины и с белгородщины. На Алтае было достаточно земли.
Бабушка Натальи по материнской линии рассказывала, как в чистом поле рыли землянки, распахивали пашню. Место, где в Каменском районе обжились переселенцы, позже приросло колхозниками из близлежащих коммун и получило имя – поселок им. Розы Люксембург, по одноименному названию колхоза. Интересно, что этого поселка нет ни в одном справочнике, ни на одной карте, хотя в 1960-е годы здесь проживало около трехсот человек.
После очередного укрупнения района неперспективный населенный пункт ликвидировали.
– Мы уехали одними из последних, когда мне было десять лет, в третий класс я пошла в школу № 1 в Камне-на-Оби, – вспоминает Наталья Белякова. – Мама работала в торговле, папа в совхозе бригадиром. Им хотелось, чтобы и я получила полезную специальность. Они боялись за нас, хотели, чтобы в трудные времена мы не пропали.
Человек-праздник
Сама Наташа с раннего детства мечтала быть артисткой. Росла певуньей, веселым активным ребенком. Когда старшего брата вместе другими деревенскими парнями в армию провожали, в центре поющей под гармошку деревни кружилась и плясала семилетняя непоседа. Участвовала в самодеятельности. Отлично училась.
В девятом классе Наталья перешла в другую школу. В первом же учебном сентябре ее приметил ровесник Юра Беляков. Он с другом сбежал в тот день с уроков, пришел на школьный стадион и увидел, как нарезает круги на уроке физкультуры новая девчонка, высокая, видная. Юрий Геннадьевич до сих пор всем рассказывает, как сказал тогда приятелю: «Моя будет!» И добился своего. Букетики дарил, в музыкальную школу из отдаленного района города в центр провожал. А однажды постучал во время урока математики в дверь ее класса, не побоялся строгой учительницы Зои Борисовой, попросил позвать Наташу Нестерчук. «Выхожу, а он стоит с охапкой сирени. Я обомлела, смутилась. Так неловко было возвращаться в класс с этим сиреневым признанием в любви», – с улыбкой вспоминает Наталья Ивановна.
Сразу после школы, перед уходом Юрия в армию они поженились, в 2024 году их союзу исполнится 45 лет. Каждый год в день свадьбы, где бы ни был муж в этот день, у его супруги в руках оказывается букет сирени.
Тем временем Наталья, не пройдя по конкурсу на истфак пединститута, послушалась родителей и пошла учиться на экономиста в Горно-Алтайский кооперативный техникум. Работала в РайПО бухгалтером около десятка лет, потом еще тридцать лет в налоговой инспекции. Как и предсказывали предки, практичная специальность спасла семью Беляковых в голодные девяностые: налоговикам платили хорошо и вовремя.
– Работала я добросовестно, но не увлеченно, просто зарабатывала деньги для семьи, – признается Наталья Белякова. – Но творческий человек во мне и там не спал. Вместе с коллегами проводили детские утренники, корпоративные праздники, представляли свой коллектив на краевых конкурсах налоговиков, спортивных соревнованиях. На лыжи я встала уже взрослой, до сих пор люблю лыжные прогулки.
Праздники семьи Беляковых, где выросли сын и дочь, повзрослели две внучки, появилась маленькая правнучка, торжества друзей без творческих выступлений Натальи Ивановны представить невозможно. Юмористические стенгазеты, конкурсы, необычные поздравления всегда готовятся заранее с особым вдохновением и азартом. Все знают: Белякова – человек-праздник.
Я буду петь!
В сорок лет Наталья Белякова узнала о страшном диагнозе – онкологии. Операция, оставившая от голосовых связок немощную культю, вердикт хирургов: «Смыкаться нечему, говорить не будете».
– Я рыдала. Как я, которой надо не просто говорить, а петь, читать вслух стихи, много общаться, работать с людьми, наконец, вдруг останусь немой до конца жизни? – рассказывает моя собеседница, и голос ее, сегодня живой и крепкий, дает сбой. – В палату зашла подруга моей сестры, врач той же клиники, и сказала мне самые важные в тот момент слова. «Ты сейчас плачешь о прошлом. О светлом, радостном, но прошлом. Поблагодари его и начинай думать о будущем. Ты жива! Ты сможешь сделать так, чтобы твоя дальнейшая жизнь стала интересной».
Наталья Белякова решила во чтобы то ни стало вернуть себе способность говорить. Неутешительные приговоры докторов ее не убедили. Сестра помогла найти в Новосибирске фонотерапевта. «Входим в кабинет, а там пианино и врач, готовый научить меня говорить. Надежда обрела реальные очертания», – вспоминает Наталья Ивановна.
Две недели доктор учила пациентку тренировать связочную культю воздухом и звуками, извлекаемыми из легких и живота, давала упражнения.
– Полгода я дома экала и рыкала, муж начал переживать, не слишком ли усердствую после стольких потрясений, – рассказывает женщина. – Во время онкологической операции у меня остановилось сердце, случился инфаркт, пока спасали, проломили грудину. Я еще несколько месяцев потом мыкалась по разным больницам, восстанавливалась по всем фронтам. Какими же счастливыми были мои первые маленькие победы!
Муж Натальи Ивановны спустя несколько лет прошел свой путь возрождения. Юрий Геннадьевич в результате производственной травмы на плавучем кране лишился ноги. Но в коляску не сел. Упорно восстанавливался, встал на протез. Не терпит особого отношения к себе, все старается делать сам. Хорошо готовит, управляется в саду, рыбачит. Обожает своих внучат, которым отдавал все свободное время.
Счастливая пора
В октябре 2016 года, отработав на пенсии два года, Наталья Белякова ушла на заслуженный отдых. На следующий же день пошла во Дворец культуры и записалась в ансамбль «Неугомонные». Пела, выступала на сцене, участвовала в театрализованных постановках активистов-пенсионеров.
Провожая на пенсию коллегу, налоговики подарили ей фотоаппарат. Реализовалось еще одно детское чаяние – фотографировать. Сегодня у Беляковой больше двадцати альбомов.
Еще одна страсть – путешествия. В свое время работа подарила бонус добросовестной труженице – ведомственные санатории. Потом появилась льгота для пенсионеров и детей на поездки в вернувшийся в Россию Крым. Пять раз ездила Наталья Ивановна на полуостров, знает его вдоль и поперек. Питер, Владивосток. И отовсюду – горы фотоснимков и масса впечатлений и рассказов.
– Санаторий в Зудилово – летняя усадьба купца Платонова, основателя Иткульского винокуренного завода, – рассказывает о своих открытиях моя собеседница. – Нам на экскурсии о нем поведали. На Дне пожилого человека в налоговой девчатам об этом потом много рассказывала. В Славгороде попросила друзей показать памятник Столыпину. Они не знали, где он установлен, прохожие подсказали. Я приехала домой, взяла в библиотеке все, что было о Столыпине, теперь знакомым о нем рассказываю. Наверное, во мне живет еще и экскурсовод.
Наталья Ивановна – фанат отдыха на природе. Они с Юрием Геннадьевичем и друзьями объездили весь Горный Алтай. Наталья Ивановна отлично водит автомобиль. Нередко собирает подружек и вывозит на променад.
Эта неугомонная непоседа своей энергией заражает всех вокруг. Она постоянно в центре внимания. В библиотечном клубе «Книголюб» ей нет равных в чтении стихов и знании поэзии. Год назад она блеснула своими талантами в творческом конкурсе «Снежная королева», а этой осенью порадовала своей зажигательной цыганочкой и кулинарными способностями участников городского ветеранского «Капустника».
– Пенсия для меня – время исполнения желаний, время воплощать мечты, – говорит Наталья Белякова. – Я не теряю ни минуты этого драгоценного времени. Хочется успеть подарить как можно больше добра и радости окружающим меня людям и проявить себя во всем, что мне так нравится.
По информации сайта Алтайская правда.