Почитал разные комментарии по поводу недавних заморозков России в диапазоне от «погибли миллионы гектар, впереди голод, все запасаемся гречкой» до «ничего не произошло, сейчас все быстренько пересеют (это чиновники говорят)» и, конечно, «жадные агрохолдинги опять что-то из государства хотят выбить».
Правда она где-то посередине, совсем погодной драмы сопоставимой, скажем, с провальными 2010 и 2012 гг нет, но растениям досталось сильно. Прилично пострадало то, что сеялось относительно недавно, но уже взошло — рапс, кукуруза, горох. Побило местами подсолнечник и пшеницу. Массовой гибели, вероятно, нет, и пересева заметного не будет — хлопотно и дорого, лучше оставить, что есть и попытаться выходить. Но урожайность при этом пострадает, и сильно.
Майские заморозки были и раньше, но дополнительный негативный фактор этого года — и так ослабленное состояние растений на Юге на фоне засухи и экономия сельхпроизводителей на всем. Денег в секторе стало намного меньше, после того как пару лет назад его начали душить экспортными пошлинами и запретами .
При этом стоит понимать, что сельхозпроизводитель будет принимать решение в каждом конкретном случае, исходя из его индивидуальной ситуации.Например, какой процент растений на поле погиб (10% — один сценарий, 40% — совсем другой), есть ли чем пересевать (не всегда есть, спасибо в частности и госрегулированию, прикрывшему импорт семян), есть ли влага (на Юге например нет совершенно).
Так что за гречкой бежать не стоит, но урожай, вероятно, в этом году будет относительно скромный. Мы пока понизили прогноз сбора пшеницы с 93,0 млн т до 89,6 млн т (2023: 92,8 млн т). Но это, вполне возможно, только начало.
Ситуация в растениеводстве благодаря государству стремительно ухудшается. Внутренние цены из-за пошлин и запретов остаются на невероятно низком по мировым меркам уровне, а расходы неуклонно растут. Рентабельность быстро падает, думаю в недалеком будущем это наконец будет заметно и в официальной статистике.
На все это накладываются и традиционные для сектора погодные риски, вроде текущих майских заморозков, о которых все, кажется, слегка подзабыли после благоприятных в целом пары лет.
В общем, если ничего с государственным регулированием не поменяется (а с чего бы?), российское растениеводство продолжит постепенно деградировать. А еще несколько таких погодных аномалий из постепенного этот процесс могут сделать стремительным.
Максим ПАНКОВ. Алтайский крестьянин.