В компаниях, которые стали выгодополучателями нарушений при закупках в дорожной отрасли, есть барнаульский и красноярский следы

Три государственных ДСУ Алтайского края закупали ГСМ и битум по цене, до 30% превышавшей рыночную, а также необоснованно укрупняли лоты по приобретению песка и щебня. Эти и другие выводы содержатся в проекте отчета Счетной палаты региона по итогам ее работы в 2023 году (есть в распоряжении редакции), с ним руководитель ведомства Виктор Миненок выступит на сессии краевого заксобрания 6 июня.

В 2022-2023 годах Счетная палата проверила работу трех краевых ДСУ – Центрального, Юго-Западного и Северо-Восточного. В частности, их закупки битума, бензина, дизтоплива, песка и щебня в 2021 году – на общую сумму 4 млрд рублей. Именно эти позиции совокупно составляют около 60% в стоимости ремонта дорог.

«Проверкой установлен ряд существенных нарушений и недостатков», – говорится в отчете.

Завышали без стеснения

ДСУ проводили закупки ГСМ и битума не напрямую. Их оператором выступало АО «Управление производственно-технологической комплектации» (УПТК). 10 лет назад это было государственное унитарное предприятие. Сейчас учредители не раскрыты, но на сайте Алтайкрайимущества УПТК значится как 100%-й госактив. Так вот эта организация провела для трех ДСУ за год 204 закупки. Только агентское вознаграждение за каждую обходилось в среднем в 45 и 30 тысяч рублей соответственно в 2020 и 2021 годах.

Какой была схема? В конце 2020 года УПТК согласовала с минтрансом края закупку ГСМ и битума у единственного поставщика. По итогам торгов ДСУ заключили рамочные договоры на поставку: на ГСМ – с барнаульской фирмой «Терминал» совокупно для трех ДСУ на 650 млн рублей, на битум – с сочинской «КрасБитум» на 550 млн.

«УПТК самостоятельно, без учета мнения предприятий дорожного хозяйства, сформировало начальную максимальную цену договоров на поставку нефтепродуктов», – говорится в отчете. При этом точный объем закупаемых ГСМ и битума в договорах прописан не был. Предполагалось, что это, так же как и цена, будет регулироваться допсоглашениями.

Однако в июне 2021 года в УФАС края признали такой порядок закупки нарушающим закон о защите конкуренции. В положения о закупках внесли изменения, и антимонопольщики никаких предписаний делать не стали, в том числе о расторжении «неправильно» заключенных ранее договоров.

Так ДСУ продолжали закупать и битум, и ГСМ. Когда они исчерпывали максимальную цену договоров, то снова обращались в УПТК, и те снова объявляли допзакупки. ДСУ получали допсоглашения к договорам с «Терминалом» и «КрасБитумом», увеличивавшие цену нефтепродуктов на 30%, пишет в отчете Счетная палата.

В ведомстве сравнили цены на ГСМ, которые в то время выставляли «Роснефть» и «Газпромнефть», с теми, по которым закупали топливо ДСУ. Первые оказались «значительно ниже».

«Расходы предприятий дорожного хозяйства на приобретение ГСМ по договорам, заключенным с ООО «Терминал», были завышены относительно мелкооптовых цен ПАО «НК «Роснефть» на 10 млн рублей, относительно цен ПАО «Газпромнефть» – на 15 млн рублей», – говорится в отчете. При этом «Терминалу» еще и заплатили мелкооптовую премию в 11,4 млн рублей.

То же самое было с ценами на битум. Общее превышение расходов ДСУ за 2021 год над средними ценами по СФО «расчетно составило 227,9 млн рублей». Плюс мелкооптовая премия «КрасБитуму» в 43,4 млн.

Всего ДСУ купили у «Терминала» ГСМ на 480 млн рублей (80,8% от стоимости всех заключенных договоров на поставку топлива), у «КрасБитума» – битума на 957,5 млн (100%).

В результате такого «сотрудничества» выручка «Терминала» за 2021 год увеличилась в 2,2 раза и составила 868,6 млн рублей, выручка «КрасБитум» выросла в 12,3 раза – почти до 1,5 млрд, констатируют аудиторы.

Но и это не все. Обе компании неоднократно нарушали сроки поставки, и им никто не предъявлял финансовые претензии. Более того, ДСУ оплачивали доставку битума от места отгрузки до точки поставки. Расстояния никак не согласовывались, «КрасБитум» их завышал. В итоге перерасход только на эти цели составил более 15 млн рублей.

Кто получил выгоду

УПТК принадлежит краю. В 2020-2022 годах ее возглавлял Аркадий Шатунов, который, судя по данным «Спарк-Интерфакс», из Красноярского края. Там он входил или входит в руководящие органы трех компаний, в том числе двух связанных с нефтепереработкой.

Компания «Терминал» – барнаульская. Ее владелец – Денис Балахнин, которому также принадлежат «Апромак» и «Алтай спец транс» – компании, занимающиеся арендой, лизингом и в целом работой грузового автотранспорта. «Терминал» действительно существенно нарастил выручку в 2021 году и продолжил ее увеличивать далее.

«КрасБитум» – компания, которая раньше была зарегистрирована в Сочи. Всплеск ее оборота в 2021 году оказался разовым, в 2022-м он рухнул с почти 1,5 млрд до 33 млн рублей. А с марта этого года компания больше не существует. Ее собственником был Сергей Самаркин, основная бизнес-деятельность которого была также связана с Красноярским краем. Там он также торговал топливом. Сейчас он не является участником каких-то компаний, судя по данным ЕГРЮЛ.

Как песок сквозь пальцы

Счетная палата проверила еще 116 договоров на 2,5 млрд рублей – на поставку песка и щебня. Из них 21 заключили по итогам конкурентных торгов. Но по деньгам именно эти договоры составили 85% от общего объема. Победителями стали три компании – «Национальная нерудная компания», «Нерудная компания Алтая» и «Усть-Каменский щебень».

Аудиторы проанализировали документы и пришли к выводу, что ДСУ необоснованно укрупняли закупки. Например, в три закупки Северо-Восточного ДСУ включили 845 тыс. тонн песка и щебня, а это почти 90% от общего количества инертных материалов, предусмотренных 56 договорами. В двух других ДСУ картина была похожая.

Кроме того, запланированный в этих крупных лотах объем материалов был значительно больше даже годовой потребности: у Северо-Восточного ДСУ – на 35,5%, у Юго-Западного – на 98,7%, у Центрального – на 38%.

В закупки объединялись материалы, различные по составу и местам поставки. И доставлять их нужно было в течение всего строительного сезона – с апреля по октябрь.

«Существовала объективная возможность разделения закупки на несколько лотов, что позволило бы повысить конкурентность при и <…> обеспечить экономию средств», – сделали вывод в Счетной палате.

Закупки проводило все то же УПТК, включавшее в том числе в лоты и инертные материалы, «потребность в которых у предприятий дорожного хозяйства отсутствовала и поставка которых впоследствии не осуществлялась».

В итоге все эти «укрупненные» договоры исполнили не в полном объеме. При этом Северо-Восточное и Центральное ДСУ дополнительно приобретали аналогичные инертные материалы в те же места поставки, но по другим договорам с более высокими ценами. Результат – почти 10 млн неэффективно израсходованных средств.

Палата выявила и некорректное формирование начальной цены. Например, для ее определения не использовалась информация от большинства карьеров-производителей, подходящих по характеристикам материалов и «плечу» доставки.

Отчеты об итогах проверок палата передала в краевой парламент и правительство, она же выдала представления самим ДСУ. Минтранс «в целях недопущения выявленных фактов нарушений и недостатков в дальнейшем, а также для устранения их причин и условий» ввел в ДСУ должности заместителей начальника по безопасности и внутреннему контролю. Также руководство ДСУ приняло «отдельные кадровые решения».

Напомним, в этом году все государственные ДСУ края, а их пять, сменят статус – их акционируют. Они перестанут быть унитарными предприятиями в связи с требованиями законодательства, но сохранят государство как собственника.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here