23 июля был дан старт «Шукшинским дням на Алтае». Ежегодно родной для Василия Макаровича Шукшина регион становится своеобразной меккой для высшего света отечественного кинематографа. Камень-на-Оби традиционно является значимой вешкой на маршруте участников фестиваля, ведь город имеет свою кинематографическую «отметку» — здесь родился и вырос легендарный советский режиссер Иван Пырьев.

В рамках «Шукшинских дней» в кинотеатре «Звезда» состоялась творческая встреча жителей города с актрисой, режиссёром, сценаристом и продюсером Натальей Бондарчук. Перед этим был показан её фильм «Тайна снежной королевы» 2015 года.

НЕ ХОЧУ БЫТЬ АКТРИСОЙ!

На творческой встрече актриса и режиссер рассказала о своем детстве в семье народных артистов Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. При этом она подчеркнула, что звездный статус родителей никак не предопределил её профессиональный путь:

— Когда я была маленькой, к нам постоянно приходили люди, сюсюкали со мной и спрашивали: «Ты, конечно, хочешь стать актрисой?», — рассказала зрителям Наталья Бондарчук. — Я отвечала: «Ни за что!». Хотела быть либо пожарным, либо пограничником. Я же послевоенный ребенок.  Мама — Любка Шевцова из «Молодой гвардии», папа на экране героически строчит по фашистам из пулемета. И я должна им соответствовать.

В детстве я думала: какие это странные люди — артисты, к ним не подойти без спроса. На экране они смеются, у них всё хорошо, а в реальности совсем другие. Потом я поняла: одно дело жить экранной жизнью, другое — настоящей».

Актриса рассказала, что некий перелом произошел с ней в возрасте 13 лет, когда буквально заболела театром. Примерно тогда же она поступила в детскую самодеятельность и сыграла свою первую роль.

 

— Я должна была съесть несколько волшебных слив и, стоя у зеркала, попросить чуть-чуть себя изменить: роста чуточку побольше, талию поуже, реснички подлинее, — вспоминает Наталья Бондарчук. — И вот я стою на сцене и произношу у зеркала свой монолог, заканчивая словами: «И глаза хочу побольше!». Тут из зрительного зала мальчишеский голос: «Куда тебе больше-то»! Эту первую реакцию на мою игру я запомнила на всю жизнь. По просьбе зрителей актриса рассказала о своем первом кинематографическом опыте.

— К некоторым вещам мы, театралы, были не готовы. Нам никто не говорил, что на нас будет направлен яркий свет. И вот я вошла на пробы, а на меня направили луч прожектора. Ничего не вижу, вокруг меня плывут размытые фигуры, и голос спрашивает: «Тебе сколько лет?». Я молчу. Голос продолжает: «Ты приготовила что-нибудь?». Я в ответ что-то промычала. Но потом собралась и прочла стихотворение Заболоцкого «Журавли».

«УБИЙСТВЕННОЕ» КИНО

Первая роль Натальи Бондарчук в кино — реальная большевичка Люсик Лисинова в фильме «Сердце России». Но истинную славу ей принесла роль Хари в фильме Андрея Тарковского «Солярис» по одноименному научно-фантастическому роману Станислава Лема. Конечно, участники встречи не могли не спросить актрису: как ей удалось так убедительно сыграть множество смертей героини.

— Хотите знать, как меня убивали в «Солярисе»? Кто смотрел, поднимите руки. Почти ползала, это прекрасно. Для тех, кто не читал роман и не смотрел экранизации, расскажу, (далее спойлер, — прим. автора), что там я играю не человека, а воплощенные в реальности мысли главного героя о своей погибшей возлюбленной. Этот фантом не может находиться нигде, кроме как рядом со своим любимым. В фильме есть страшная сцена, где героиня буквально выламывает тяжелую металлическую дверь и окровавленная падает у ног героя. Угадаете, что использовалось вместо крови? Клюквенное варенье! Кстати, американцы после того, как увидели «Солярис», тоже стали использовать в качестве имитации крови клюкву.

Ну а первый дубль в этой сцене я испортила. Когда мне дали команду «Наталья, в дверь!», я начала продираться через слои фольги, обдирая бока, и… застряла».

По рассказу актрисы, её игра в ещё одном страшном эпизоде, где героиню жидким кислородом превращают в кусок льда, вызвала такой восторг Тарковского, что он наклонился над распростертой на полу Бондарчук и сказал: «У ти моя снегурочка!».

ПЯТИЛЕТНЯЯ РЕПЕТИЦИЯ

Еще один интересный вопрос из зала — какая из репетиций была самой долгой?

— Если считать со второго курса ВГИКа, когда я начала играть в театре роль госпожи де Реналь в «Красном и черном», и до съемок одноименного фильма, то репетиция заняла пять лет.

В завершение встречи зрители поинтересовались, когда она впервые увидела Василия Шукшина. К слову, встреча с легендой состоялась вне огней рамп и софитов и оказалась, в некотором смысле, пророческой для тогда ещё подростка Наташи Бондарчук:

— Это было задолго до того, как я вошла в мир театра и кино. С нами рядом, через дорогу, на даче жила Ирина Жигалко, ассистент Михаила Ромма. Однажды я у неё увидела книжку «Солярис» Станислава Лема и взяла почитать. Прочитала, пошла возвращать. И вижу, как у порога её дома сидит молодой человек, который растапливает самовар, настоящий, с шишками, и с этой трубой. Прохожу дальше – там другой молодой человек как-то не очень умело растапливает камин. И третий человек сидит в моем любимом кресле-качалке. Отдаю Ирине книжку, а она показывает на парня в кресле-качалке и говорит: «Дай ее Андрюше, он еще не читал «Солярис». Потом оказалось, что на крыльце сидел Василий Шукшин, камин неумело разжигал Андрон Кончаловский, а человек в кресле-качалке, взявший у меня из рук книжку «Солярис», — это Андрей Тарковский».

На встрече со зрителями Наталья Бондарчук показала отрывок из её будущего фильма «Снегурочка» по пьесе Островского. В этом фильме играет сама Бондарчук и её воспитанники. Прощаясь со зрителями, актриса поделилась своими планами — остаться жить на Алтае, в районе Уймонской долины, вместе со своей дочерью Марией Бурляевой и внуками — вдали от «асфальтовых джунглей» Москвы.

Максим ПАНКОВ. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here