Итак, принят закон об агрегаторах фермерской продукции. По замыслу он должен проторить прямой путь от фермы до полки в магазине — через агрегатора. Но есть и скепсис со стороны крестьян и кооператоров, особенно специализирующихся на товарном молоке. А нужен ли посредник?
Принятие закона об агроагрегаторах должно способствовать развитию малых форм хозяйствования и содействовать реализации фермерской продукции в торговых сетях, полагают в Минсельхозе. При этом в некоторых сельхозкооперативах считают, что эта «таблетка от бедности» малых хозяйств и ЛПХ может оказаться пустышкой — в лучшем случае безвредной.
— Агроагрегатор должен произведенную продукцию сразу поставить на полку в магазине, — говорит Олег Махнаков, председатель сельхозкооператива «Восток». — Но у нас большая часть товарного молока перерабатывается. В таком случае зачем нам агрегатор? Он нужен, скорее, для тех, кто продукт не перерабатывает, а поставляет до конечного потребителя в том виде, в каком получил в поле или на садовом участке. Это, например, ягода, овощи открытого грунта. Крестьянин выкопал морковку или свеклу, агрегатор привез её в супермаркет и положил на полку: получается прямой контракт с крестьянином. В принципе, это вариант.
По мнению собеседника «Алтайского крестьянина», для некоторых подотраслей АПК нужно тщательно продумать, как интегрировать эту продукцию в сети, какие будут преференции участникам новой схемы. По его словам, торговые сети так и не смогли внятно объяснить, в чём будет разница между обыкновенным предприятием и агроагрегатором в плане поставок и совместных выгод. Например, у молока маршрут остается неизменным: переработка, маркировка, доставка в ритейл.
— Кто такой агрегатор? — задается вопросом Махнаков. — Это тот же самый посредник, который будет формировать партию сельхозпродукции. Слово красивое, конечно. Но насколько он нужен — этот посредник — непосредственно крестьянину? Скорее, он нужен торговым сетям.
Если теоретизировать, то агрегатор должен закладывать в себестоимость конечного продукта все коммерческие риски. Как это скажется на ценовой политике у истока молочной реки и в её устье — то есть авоське покупателя?
«Для крестьянина, с моей точки, зрения улучшения не произойдет, — уверен председатель сельхозкооператива. — Как покупали товарное молоко за копейки, так и будут покупать».
Закон об агроагрегаторах предполагает развитие инфраструктуры для продажи фермерской продукции и создание условий для конкуренции некоей суммы малых и личных хозяйств с титанами сцены. По мнению высоко сидящих представителей отрасли, заложенные в законе меры положительно скажутся на положении фермеров и сделает модную ныне экопродукцию доступнее для населения.
Опять теоретизируем: производитель, скажем, фермерского молока может привезти его в магазин напрямую или через посредника. Последнее по определению должно увеличить себестоимость молока на витрине.
«Если на полке магазина цена не изменится, то возникает вопрос: зачем это всё? — рассуждает Олег Махнаков. — За счет чего или кого агрегатор извлечет прибыль? Как вариант — ещё сильнее будет занижена закупочная стоимость. Или возьмем свинину. Все хотят кушать фермерское мясо. Если оно будет раза в два дороже свинины обычного промышленного забоя, то крестьянин будет в плюсе. Его товар на полке оценят дороже, часть он отдаст посреднику и забойному пункту, остальное — доход крестьянина. Если цена останется на том же уровне, что и так называемая «промка», то в лучшем случае крестьянину от агрегатора ни холодно ни жарко. В худшем, агрегатор будет получать прибыль за счет более низкой закупочной цены у сельхозтоваропроизводителя».
Кстати, не стоит забывать о таком лимитирующем факторе, как покупательская способность населения. Если обитатели регионов центральной России могут позволить себе покупать фермерскую продукцию по цене выше, чем аналог конвейерного пищепрома, то периферия может этот тренд не поддержать. Люди со скромным достатком из двух товаров выберут тот, что дешевле, не глядя на модный бренд «эко». А выравнивание ценовой планки гипотетически делает всю эту схему излишней.
Официально:
Согласно закону, основным видом деятельности агроагрегаторов станет закупка продукции, ее первичная и последующая переработка, хранение и сбыт.
Агрегаторы признаются производителями фермерской продукции, к которой относится сельскохозяйственная продукция (в том числе органическая продукция, сельскохозяйственная продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками), а также продукция ее первичной и последующей (промышленной) переработки.
Правительство РФ будет устанавливать единые требования и правила деятельности таких организаций, а порядок и правила проведения конкурсного отбора организаций для заключения соглашений по осуществлению функций агрегаторов фермерской продукции будут определяться субъектами РФ. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы заключают соглашение с субъектами РФ по осуществлению функций агрегатора фермерской продукции вне конкурсного отбора.
Максим ПАНКОВ.