«Кинули» на 68 тонн
Руководитель сельхозпредприятия считает этот комментарий не более чем отговоркой — удобной в том плане, что её практически невозможно проверить. На сегодня оставшийся без оплаченного топлива фермер составил уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, в котором требует выплатить ему деньги за недоставленные объемы топлива и неустойку, и готовится при необходимости перевести спор в гражданско-правовое русло.
В то же время глава КФХ предостерегает коллег от необдуманных шагов, которые могут привести к серьезным последствиям.
Уравнение «антириск»
«Алтайский крестьянин» пообщался с участниками топливного рынка в нашем регионе, поставив целью вывести некий универсальный алгоритм, минимизирующий риски.
Руководитель одной из топливных компаний (который, кстати, выручил пострадавшего главу КФХ, поставив ему топливо с отсрочкой платежа) рекомендует проверять потенциальных партнеров на электронных площадках.
«Сегодня можно достаточно просто проверить контрагентов любой топливной компании, с которой вы намереваетесь вести дела, — рассказал он в неофициальной телефонной беседе корреспонденту «АК». — Если «пробивать» только по данным ЕГРЮЛ, то это не самый надежный способ, так как отчетность на этом ресурсе значительно задерживается. Самый простой способ проверить надежность поставщика — воспользоваться онлайн-сервисом по проверке контрагентов. Можно заказать платный отчет и посмотреть ключевые данные: как давно существует фирма, какой у неё уставной капитал и текущие активы».
Ещё один важный момент, на который указывают опрошенные корреспондентом участники рынка, — это качество топлива. По их словам, цены ниже рыночной могут оказаться некоей «заманухой». Заниженная цена должна настораживать — высок риск нарваться на контрафакт.
«Когда приезжает топливо, необходимо брать пробу, — рассказал собеседник «АК». — Если цены ниже рынка, то стоит задуматься — почему. Дело может быть не только в качестве товара: некоторые топливные компании стремятся сбыть топливо, чтобы закрыть свои финансовые обязательства вроде товарных и других кредитов. То есть нуждаются в быстрых деньгах, чтобы продержаться на плаву. Это говорит о том, что финансовое положение поставщика нестабильно. Волатильность рынка сегодня высокая, и попасть в сложную ситуацию рискуют обе стороны».
Не гнаться за дешевизной
Цена должна быть аргументирована, утверждают эксперты. Данные биржи находятся в открытом доступе, и если есть несостыковки, то этот факт должен насторожить покупателя.
«Аграрий должен держать на виду несколько надежных компаний, с которыми уже работал. Либо запрашивать рекомендации, — советует собеседник «АК». — Сарафанное радио в регионе работает отлично — крестьяне люди простые, общительные. Да и просто не нужно стесняться задавать вопросы поставщику, если есть какие-то сомнения. У нас в регионе достаточно много компаний, которые торгуют топливом, но по факту нефтебаз на тот объем, который продается, не хватает. Нужно спрашивать: где хранится топливо, как организуется доставка. У нас был случай: потенциальный покупатель по телефону сказал, что не верит на словах, ему нужно увидеть тот объем топлива, который он покупает. Приехал, мы показали вагон с соляркой, документы на неё, он взял пробник, чтобы потом сравнить с пробой с полученного товара. И мы работаем с ним на полном взаимном доверии уже около шести лет. Нужно все моменты проговаривать. Деньги серьезные, а проблемы с поставкой могут поставить сельхозпредприятие на грань выживания».
Эксперты советуют регулярно проверять качество поставленного топлива даже у проверенных временем поставщиков. По их мнению, это приучит участников топливного рынка к тому, что дела нужно вести честно.
«Недобросовестные поставщики не полностью подменяют продукт, а только какую-то часть, — говорит собеседник. — И за счет этого удешевляют продукт. На технике сразу не заметишь, что топливо «разбодяжено», а фирма годами зарабатывает нечестным способом. Компании, которые уже переступили через моральные принципы, всегда будут действовать в своих интересах любыми способами. Но если приучить рынок к постоянным контролям качества, контрафакт волей-неволей станет неприемлемым. Не будет бардака с ценами, а недобросовестные компании либо начнут работать нормально, без «заманушных» цен, либо исчезнут с рынка».
Перебои есть
Если говорить о проблемах на рынке ГСМ, связанных с атаками дронов ВСУ на нефтеперерабатывающие заводы, то эксперты действительно отмечают некоторые перебои с поставками — но они не носят масштабный катастрофический характер.
Итак, что нужно делать, если вы впервые работаете с поставщиком:
— Удостовериться в благонадежности компании через проверку контрагентов на электронных площадках: Контур, СБИС, мсп.рф, Casebook и другие;
— Найти сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП: уставной капитал, наличие арбитражных дел в судах РФ, существующие исполнительные производства, аффилированность компании;
— По возможности выяснить номинальность директора: кто руководит «на бумаге», а кто в действительности;
— Сравнить цены с текущими биржевыми сводками. Заниженная цена должна насторожить;
— Нужно задавать вопросы поставщику, если возникают сомнения. Добросовестный поставщик расскажет и при необходимости покажет, где хранится законтрактованное топливо, как осуществляется доставка, не будет препятствовать взятию проб из заказанной партии.
— Воспользоваться услугами «сарафанного радио» — найти людей, которые уже работали с данной компанией.