Начинается сезон большого спроса на ГСМ — в прошлом году он вылился в глобальный дефицит и космические цены. Эксперты прогнозируют нехватку топлива и нынешней осенью. Но по ходу дела добавилась новая проблема — недобросовестные поставщики, сообщает «Алтайский кремьянин».

«Кинули» на 68 тонн

В редакцию «Алтайского крестьянина» обратился руководитель одного из крупных хозяйств региона с просьбой заострить внимание аграриев на новом риске — заплатить огромные деньги и остаться без топлива. Он сообщил, что ещё в феврале перечислил деньги за 100 тонн дизельного топлива одной алтайской топливной компании. В мае поставщик привез 32 тонны — и на этом всё. На телефонные звонки не отвечает, что с оставшимся топливом — неизвестно.
По понятным причинам название компании мы не озвучиваем, но в распоряжении редакции есть копии документов: договора на поставку топлива, платежных поручений, а также письма-претензии и ответа на него от данного предприятия. В частности, в ответе главе крестьянского хозяйства говорится следующее: «Задержка поставки купленного вами товара произошла в связи с участившимися атаками беспилотников на российские НПЗ, которые привели к серьезным сбоям в поставках нефти».

Руководитель сельхозпредприятия считает этот комментарий не более чем отговоркой — удобной в том плане, что её практически невозможно проверить. На сегодня оставшийся без оплаченного топлива фермер составил уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, в котором требует выплатить ему деньги за недоставленные объемы топлива и неустойку, и готовится при необходимости перевести спор в гражданско-правовое русло.

В то же время глава КФХ предостерегает коллег от необдуманных шагов, которые могут привести к серьезным последствиям.

Уравнение «антириск»

«Алтайский крестьянин» пообщался с участниками топливного рынка в нашем регионе, поставив целью вывести некий универсальный алгоритм, минимизирующий риски.

Руководитель одной из топливных компаний (который, кстати, выручил пострадавшего главу КФХ, поставив ему топливо с отсрочкой платежа) рекомендует проверять потенциальных партнеров на электронных площадках.

«Сегодня можно достаточно просто проверить контрагентов любой топливной компании, с которой вы намереваетесь вести дела, — рассказал он в неофициальной телефонной беседе корреспонденту «АК». — Если «пробивать» только по данным ЕГРЮЛ, то это не самый надежный способ, так как отчетность на этом ресурсе значительно задерживается. Самый простой способ проверить надежность поставщика — воспользоваться онлайн-сервисом по проверке контрагентов. Можно заказать платный отчет и посмотреть ключевые данные: как давно существует фирма, какой у неё уставной капитал и текущие активы».

По словам представителей топливного бизнеса, некоторая информация может косвенно указать на надежность (или наоборот) поставщика. Например, есть ли у топливной компании договоры на поставку топлива с отсроченным платежом — грубо говоря, в долг под урожай.
«В разгаре уборочная кампания, аграрии часто просят поставить им дизельное топливо с отсрочкой платежа, — рассказал руководитель топливной компании. — И тут можно взять себе на заметку: если предприятие готово поставить ГСМ в долг, значит, оно финансово стабильно. У нас, например, сегодня контрактов на поставку дизтоплива с отсрочкой платежа заключено примерно на 35 миллионов рублей».

Ещё один важный момент, на который указывают опрошенные корреспондентом участники рынка, — это качество топлива. По их словам, цены ниже рыночной могут оказаться некоей «заманухой». Заниженная цена должна настораживать — высок риск нарваться на контрафакт.

«Когда приезжает топливо, необходимо брать пробу, — рассказал собеседник «АК». — Если цены ниже рынка, то стоит задуматься — почему. Дело может быть не только в качестве товара: некоторые топливные компании стремятся сбыть топливо, чтобы закрыть свои финансовые обязательства вроде товарных и других кредитов. То есть нуждаются в быстрых деньгах, чтобы продержаться на плаву. Это говорит о том, что финансовое положение поставщика нестабильно. Волатильность рынка сегодня высокая, и попасть в сложную ситуацию рискуют обе стороны».

Не гнаться за дешевизной

Цена должна быть аргументирована, утверждают эксперты. Данные биржи находятся в открытом доступе, и если есть несостыковки, то этот факт должен насторожить покупателя.

«Аграрий должен держать на виду несколько надежных компаний, с которыми уже работал. Либо запрашивать рекомендации, — советует собеседник «АК». — Сарафанное радио в регионе работает отлично — крестьяне люди простые, общительные. Да и просто не нужно стесняться задавать вопросы поставщику, если есть какие-то сомнения. У нас в регионе достаточно много компаний, которые торгуют топливом, но по факту нефтебаз на тот объем, который продается, не хватает. Нужно спрашивать: где хранится топливо, как организуется доставка. У нас был случай: потенциальный покупатель по телефону сказал, что не верит на словах, ему нужно увидеть тот объем топлива, который он покупает. Приехал, мы показали вагон с соляркой, документы на неё, он взял пробник, чтобы потом сравнить с пробой с полученного товара. И мы работаем с ним на полном взаимном доверии уже около шести лет. Нужно все моменты проговаривать. Деньги серьезные, а проблемы с поставкой могут поставить сельхозпредприятие на грань выживания».

Эксперты советуют регулярно проверять качество поставленного топлива даже у проверенных временем поставщиков. По их мнению, это приучит участников топливного рынка к тому, что дела нужно вести честно.

«Недобросовестные поставщики не полностью подменяют продукт, а только какую-то часть, — говорит собеседник. — И за счет этого удешевляют продукт. На технике сразу не заметишь, что топливо «разбодяжено», а фирма годами зарабатывает нечестным способом. Компании, которые уже переступили через моральные принципы, всегда будут действовать в своих интересах любыми способами. Но если приучить рынок к постоянным контролям качества, контрафакт волей-неволей станет неприемлемым. Не будет бардака с ценами, а недобросовестные компании либо начнут работать нормально, без «заманушных» цен, либо исчезнут с рынка».

Перебои есть

Если говорить о проблемах на рынке ГСМ, связанных с атаками дронов ВСУ на нефтеперерабатывающие заводы, то эксперты действительно отмечают некоторые перебои с поставками — но они не носят масштабный катастрофический характер.

«Логистика нарушена по одному известному заводу, — поделился своими соображениями опрошенный нами эксперт. — В некоторых случаях действительно были дефолты по сделкам, в некоторых — продлевались сроки исполнения контракта. В моем случае была задержка примерно на две недели 5 вагонов — это 300 тонн. По сути, капля в море. Да, грузят сложнее, но топливо есть, и каких-то масштабных «проседаний» по поставкам я не вижу. Сейчас, в связи с сезонным спросом, вполне может образоваться дефицит, но он был и в прошлом году».

Итак, что нужно делать, если вы впервые работаете с поставщиком:

— Удостовериться в благонадежности компании через проверку контрагентов на электронных площадках: Контур, СБИС, мсп.рф, Casebook и другие;

— Найти сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП: уставной капитал, наличие арбитражных дел в судах РФ, существующие исполнительные производства, аффилированность компании;

— По возможности выяснить номинальность директора: кто руководит «на бумаге», а кто в действительности;

— Сравнить цены с текущими биржевыми сводками. Заниженная цена должна насторожить;

— Нужно задавать вопросы поставщику, если возникают сомнения. Добросовестный поставщик расскажет и при необходимости покажет, где хранится законтрактованное топливо, как осуществляется доставка, не будет препятствовать взятию проб из заказанной партии.

— Воспользоваться услугами «сарафанного радио» — найти людей, которые уже работали с данной компанией.

Автор: Максим ПАНКОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here