Сергей Брейфогель получил осколочные ранения и контузию в Афганистане. Эхо войны преследует его всю жизнь.

Оглушительный грохот. Темнота — последнее, что помнишь, теряя сознание. Ты будто куда-то исчезаешь, проваливаешься. Не слышишь гула снарядов, криков. Даже боли не чувствуешь. Не так уж это и плохо, когда вокруг такое творится…

А потом резкое возвращение в реальность. Сергей резко открыл глаза. Адреналин зашкаливал, он не понимал и не помнил, где сейчас находится. Вокруг стонут раненые. Забыл, как переправлялись с эшелоном по понтонному мосту через Амударью в Афганистан, как двинулись к афгано-пакистанской границе перекрывать пути отхода для боевиков. Не помнил, как пришлось резко разворачивать минометы – с горы прямо на них спускались душманы. Наших всего шестьдесят, а духов, как он узнал позже, было 800. Они приняли неравный бой. Домой вернулись не все.

******

Сергей Брейфогель перебрался  в Камень-на-Оби из Казахстана в 1992 году. Все из-за контузии, полученной в бою. Гористая местность стала вызывать у него частые головные боли. Как-то довелось побывать в гостях у знакомых в Камне. Здесь он и понял, что равнинный климат для него самое то. Именно тут забыл про мучавшие его мигрени. Поэтому и покинул Джамбул, переехав в небольшой провинциальный городок на берегу Оби. Сразу нашел организацию ветеранов Афганистана, познакомился с ребятами, сдружился с председателем. Впрочем, с Константином Рябовым Сергей Сигизмундович дружит уже 30 лет. Причем постепенно дружба переросла в нечто большее – так получилось, что Рябов уже больше десятилетия помогает и детям Брейфогеля. А их у него много. С 2008 года через его школу прошли сотни, наверное, уже тысячи детей. Причем на месте ребятишки не сидят, вместе со своим наставником постоянно выезжают на военно-полевые сборы и патриотические фестивали. Все эти поездки упираются в финансовые средства – и здесь еще ни разу не отвернулся от ребят ветеран Афгана Константин Рябов. А форма, автоматы, пистолеты, нунчаки и прочий инвентарь? Все это не падает с неба, средств на приобретение такого оборудования взять негде. И здесь всегда подставит плечо товарищ по Афгану.

«Хотя когда начинал создавать военно-патриотическое объединение «Афганец», Костя скептически отнесся, сомневался, что долго продержимся, — рассказывает Брейфогель, — однако прошло уже больше пятнадцати лет и наше объединение не только живо, но и продолжает набирать обороты. Хотя, честно признаться, я раньше никогда не думал, что буду заниматься с детьми. Но и не отказывал никогда – если просили прийти на урок, рассказать о той войне, всегда приходил, разговаривал с ребятишками.

Военно-патриотическое объединение «Афганец» было создано в 2008 году. Тогда я решил для себя, что первый год будет экспериментальным – если будет интересно детям, то продолжу с ними заниматься. Если нет – прекращу. Оказалось, что подрастающему поколению это очень интересно.

На занятиях я передаю мальчишкам и девчонкам свои навыки: навыки владения оружием, рукопашного боя и самообороны. Обязательно разговариваем о Родине, о семье, о дисциплине. Иногда я беру свой армейский фотоальбом, и мы вместе смотрим старые черно-белые снимки, которые я проявил сам. Кстати, есть в моем альбоме фотография с Иосифом Кобзоном. Заезжал он как-то к нам в часть.

А Афган… Такое ощущение, что это было недавно – перед глазами стоит. Вспоминать тот короткий бой мне до сих пор больно».

*****

Очнувшись среди грохота, вспомнив, где он находится, начал соображать и оценивать ситуацию. Навсегда останутся в памяти товарищи – они сидели на земле, привалившись спиной к технике. Склоненные головы, багровые струйки крови на лбу,  не моргающие взгляды выражали полное безразличие к происходящему. А ведь еще недавно шутили, про маму и дом рассказывали. Их близкие еще не знают о том, что больше не получат от них писем. Четверых убило сразу, когда снаряд разорвался где-то неподалеку от Сергея.

А Колька! Он был еще жив в вертолете при эвакуации. Лежал у ног товарищей, смотрел им в глаза. А они ругали его за то, что каску не любил надевать. Получил осколочное ранение в голову. Он пытался улыбнуться и что-то сказать, только изо рта вместо слов выходила кровь. Пытались успокоить его, пообещать, что все будет хорошо. Он умер в госпитале на операционном столе.

Сергею повезло больше, чем его товарищам. Только почему-то в тот момент не слушались руки. Осколками сбило автомат, оружие повисло на локтях. Когда боевое столкновение прекратилось, несколько сослуживцев пытались развести ему руки, чтобы снять автомат, а они будто закостенели в одном положении. Была перебита лучевая кость. С одной руки, словно перчатка, слезла кожа. Медбрат, молоденький казах, надел свисшую кожу обратно на руку и поделился своей порцией промидола. Но обезболивающее не помогло. По одной из рук осколок прошел касательно. Не покалечил, но рука опухла и почернела, неделю пошевелить не мог.

Когда его начали перевязывать, оказалось, что весь бушлат был взлохмаченный, как будто его собаки драли. А когда медик сказал, что в спине у Брейфогеля дыра, он вдруг почувствовал острую боль и поплыл. Вкололи вторую дозу промидола. А дальше ожидание «вертушек». Казалось, их нет целую вечность. В один из вертолетов грузили двухсотых, с трехсотыми был тот самый товарищ Колька, который вовремя не надел каску.

*****

Не так давно юные воспитанники Сергея Брейфогеля вернулись с межрегионального патриотического фестиваля «Курсанты России», проходившего в Новосибирской области. Каменский «Афганец» был единственным представителем Алтайского края на масштабном мероприятии.

Пять дней жизни в полевых условиях, хорошая физнагрузка, реконструкции боевых действий прошлого, бардовские песни у костра. Десять мальчишек и девчонок под руководством своего наставника показали навыки и заняли призовые места. В полевом лагере всего собралось шестьдесят детей из разных населенных пунктов.

Воспитанники каменского ветерана Афганистана заняли первое место по рукопашному бою и третье место в дисциплине «курс молодого бойца, общефизическая подготовка».

Безусловно, особый интерес ребят вызвали реконструкции реальных исторических событий. Также дети участвовали в реконструкции антитеррористической операции. Были воспроизведены бои Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане. Ребята освобождали заложников от захвата условных террористов.

Три дня длилась спартакиада, два дня фестиваль бардов исполнителей. Артем Липинский из Камня-на-Оби на фестивале исполнил две песни собственного сочинения.

Парень занимается в объединении «Афганец» три года. Изначально пришел сюда, так как хотел поступить в летное училище. Но планы сорвались, а «Афганец» остался.

«У меня появилась новая мечта, я хочу служить в морской пехоте, в дальнейшем пойти на контракт в армию или в высшее военное училище, — поделился планами Артем, — занятия здесь помогли мне подтянуть свои физические способности, дали стимул заняться спортом. Что скрывать, раньше я был в дряхленькой форме. К тому же, знания, приобретенные здесь, помогут, если ты окажешься в какой-нибудь передряге. У меня лично был такой случай.

Артем Липинский сочиняет песни сам. мечтает служить в морской пехоте.

На сборах мне очень понравилось, так как нас там научили новому: тактической медицине, мы прошли огневую и физическую подготовку. Не дай Бог, конечно, но, если прижмет, все это очень может пригодиться. Как минимум, мы умеем стрелять, сможем оказать первую помощь себе и товарищу.

Песни я сочиняю на военную тематику. Мне эта тема по душе. Потому что я мужчина, будущий защитник своей Родины, своей семьи, своих друзей. Душа у меня к этому лежит».

Совсем еще маленькая участница военно-патриотического объединения Мариника Иконникова посещает занятия Сергея Сигизмундовича уже три года. Девочка любит спорт, любит заряжать магазины пистолетов и автоматов. А разбирает и собирает «Калашникова» влет.

«Раньше я автомат даже в руки боялась взять, а сейчас спокойно ношу его за плечом, — улыбается Мариника, — я очень люблю военную тему, у меня есть энциклопедия по оружию. Недавно я попала в передрягу, но очень быстро разобралась с обидчиками моей младшей сестры.

Сергей Сигизмундович учит нас относиться к Родине достойно, мы ее часть, мы должны защитить ее любой ценой, мы должны отстоять ее честь, если она попадет в беду».

У каждого из детей своя история, связывающая с «Афганцем». Дарья Сычова, к примеру, попала сюда через старшую сестру, которая обучалась у Брейфогеля в первом наборе, в момент образования объединения. Да и папа учил с детства не давать себя в обиду и если нужно, давать сдачу. Но как это сделать, если ты всего лишь маленькая слабая девочка? Ответ на это вопрос она нашла здесь. Теперь Дашу в школе задиры даже побаиваются. Все уже прекрасно знают, что она владеет навыками самообороны и рукопашного боя. Без проблем доску рукой сломает.

А Юлия Калинова появилась здесь, можно сказать, случайно. Вообще, она занимается тут же, в районном Дворце культуры в танцевальной студии. Когда «Афганцы» собирались на фестиваль «Курсанты России», не хватало людей для полноценной команды. Позвали Юлю, она согласилась. И теперь до сих пор с ними, как говорит сама, после общения на фестивале захотелось самой вникнуть в военную тему.

«Я успела почувствовать, что любовь к Родине — это очень серьезно, а мы часто над такими темами не задумываются,  — говорит девушка, — причем военной темой могут заниматься не только мальчики, но и девочки».

Воспитанницы «Афганца» с легкостью разбивают доски, разбирают и собирают оружие.

*****.

В 1977 году Сергей Брейфогель был призван на срочную службу в ряды вооруженных сил нашей страны. Попал в мотострелковую часть полка имени Михаила Фрунзе. Стал наводчиком оператором боевой машины пехоты (БМП). За два года проявил себя достойно подвигов своих дедов и отцов. Ведь не только врачи и учителя бывают от Бога, если вспомнить расхожее выражение. Есть и военные от Бога, люди, которые всей душой тянутся и любят военное дело. Для него это очень важно, ведь он с самого детства всегда искал, где можно заняться военным направлением. Будучи маленьким мальчишкой, любил ходить по военным музеям. Кстати, отчасти решил выбрать такой путь для себя в память о своем дедушке. Его дед Лукьянов Егор Васильевич, 1904 года рождения, был призван в ряды Красной Армии в июле 1941 года. Его зачислили в 316-ю панфиловскую дивизию, которая защищала наши рубежи на волоколамском направлении. В феврале 1942 года он погиб от рук фашистов.

Иосиф Кобзон посередине. Сергей Брейфогель крайний справа.

После прохождения срочной службы Сергей в декабре 1979 года был призван для прохождения военных сборов, как обладатель полезных военных навыков. Вместе с эшелоном был направлен в сторону таджико-афганской границы. То, что попадет в Афганистан, узнал уже на границе. Зашел в Афганистан 3 января 1980 года. Охранял военный аэродром. А до следующего своего задания не доехал, пришлось принять тот страшный бой с превосходящими силами душманов, прямо с колес. Удивительно, но тогда им удалось отбить банду боевиков, несмотря на неравенство сил.

Эхо войны до сих пор говорит в нашем герое. Не вынутыми осколками из руки, контузией, последствия которой ощущает даже через десятилетия.

«Воевать не страшно, я бы не сказал, что там трясся от страха, — говорит он, — страшно очнуться после прилета и благодарить Бога за то, что руки и ноги, вроде бы целы, и ты можешь сам ходить.

Я ребятишкам рассказываю все эти случаи. Про армейскую жизнь.

Дети ко мне ходят абсолютно разные, без ограничений по возрасту. У меня есть один мальчик, который ходит с шестилетнего возраста. Сейчас ему будет уже тринадцать.

Почему им это нравится, могу ответить на этот вопрос, судя по себе – тяга к военному делу, желание уметь защищать себя и своих близких. Мои дети не впадут в ступор в сложной обстановке, они знают, как действовать. А мне они дают силы и интерес жить дальше, помогают поддерживать себя в нормальной физической форме.

Меня часто спрашивают, зачем мне это? Зачем свои нервы тратить? Да я благодаря им отдыхаю, с ними интересно, они и есть сама жизнь!

Сейчас у меня занимаются порядка 40 человек, половина из них —  девчонки. Кстати, в первый год, в 2008 году у меня было девчонок в два раза больше, чем мальчишек и результаты у них были гораздо лучше, чем у мальчишек.

Я учу их любить то место, в котором они живут, быть готовым встать на его защиту в любой момент.

Сейчас объединение «Афганец» посещает сорок человек.

Вообще, война всегда свой план показывает. Кому-то везет больше, кому-то меньше. Мне повезло больше, чем тем ребятам, жизнь которых оборвалась там. Мне повезло больше, чем Кольке. Жаль только в моем фотоальбоме нет ни одной фотографии из Афганистана. Не разрешали там фотографироваться».

Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА и Юлии РАСКАЗОВОЙ.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here