Празднование 80-летия Победы – это повод вспомнить о том, что не подлежит забвению. С уникальными материалами мне довелось познакомиться в музее Луговской средней школы несколько лет назад. Те, о ком я расскажу, нет уже с нами. А их воспоминания – это частица истории Великой Отечественной войны.
Передо мной лежит стопка анкет участников Великой Отечественной войны с. Луговое, заполненных самими участниками в 1975 году. Страна готовилась отметить 30-летие Победы в войне. К заполнению анкет были привлечены школьники, студенты, а инициатором такой работы стал Каменский краеведческий музей. Копии анкет остались в школьных музеях. Сегодня эти анкеты представляют историческую ценность, так как зафиксированы не только личные данные участников, но и рассказы фронтовиков о самых ярких эпизодах из их боевой жизни.
Война с Японией была очень скоротечной. Но героизм, проявленный нашими солдатами, был не меньшим, чем на западных фронтах. На первый взгляд эпизоды военных событий, запомнившиеся солдатам и записанные в анкетах, дают представление лишь об участии конкретного человека в войне с Японией. Но они как-то сами собой сложились в цепь взаимосвязанных событий, которые дали своеобразное представление о войне с Японией.
Из учебников истории всем известно, что опасность войны СССР с Японией существовала со второй половины 1930-х годов. В феврале 1945 на Ялтинской конференции Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через 2-3 месяца после окончания боевых действий в Европе. Война была объявлена ровно через 3 месяца после победы в Европе, 8 августа 1945, через два дня после первого применения США ядерного оружия против Японии (Хиросима) и накануне атомной бомбёжки Нагасаки.

План советского командования, охарактеризованный как «Стратегические клещи», был прост по замыслу, но грандиозен по масштабу. Планировалось окружение противника на общей территории площадью в 1,5 млн. квадратных километров. Наибольшая по протяженности линия фронта приходилась на Забайкальский фронт, расположенный на западе Маньчжурии. На востоке Маньчжурии располагался 1-й Дальневосточный фронт, на севере — 2-й Дальневосточный. Вот как выглядела эта война в воспоминаниях очевидцев, наших земляков.
«Я был призван в армию 11 ноября 1944 года. Прошел учебу в Красноярске на минометчика. Отправили на Запад, но не доехали. 10 мая 1945 года нашу часть из Челябинска повернули на Д.Восток. Вскоре узнали, что нас направляют в сторону Маньчжурии – это часть территории Китая как бы вдавалась в нашу территорию и была захвачена японцами. Наша 356 стрелковая дивизия под командованием Зарецкого в составе 39 армии входившей в состав Забайкальского фронта совершила марш-бросок в 300 км и вышла на границу с Маньчжурией. В ночь с 8 августа на 9 нас подняли по тревоге, объявили о начале войны с Японией и снова марш-бросок. Лишь потом мы узнали, что нам пришлось идти по безводным степям через пустыню Гоби, через горные Хинганские хребты. Когда части нашей 39-й армии вышли к Порт-Артуру, два отряда американских войск на скоростных десантных судах постарались высадиться на берег и занять выгодный со стратегической точки зрения рубеж. Советские солдаты открыли автоматный огонь в воздух, и американцы прекратили высадку. 23 августа 1945 года советские войска вошли в Порт-Артур. Командующий 39-й армией генерал-полковник И. И. Людников стал первым советским комендантом Порт-Артура». (Великов Николай Александрович)
«Меня призвали в армию в 1943 году, курс молодого бойца проходил в Бийске, потом в Красноярске учился в школе младших командиров и служил в военном строительстве, строил военные укрепления на Д.Востоке. В начале июля 1945 года в составе 94 стрелкового корпуса, 358 стрелковой дивизии,1191 стрелкового полка попал на Забайкальский фронт. Наш переход начался от ст. Борзя. Это было в июле 1945 г., пешком мы прошли всю Монголию, чтобы выйти к позициям японцев внезапно. Всего пришлось пройти 1800 км., шли по 70 км в сутки, без воды, в основном ночами, привал делали каждые 3 часа. Преодолели горные хребты Малый и Большой Хинган на высоте 8000 км над уровнем моря. 9 августа мы вышли к позициям японцев и атаковали. Одновременно с нами наступала авиация, артиллерия, то есть все рода войск. Прорвали Халун-Аршанские укрепления, освобождали г. Солунь, г. Фошунь, где были сосредоточены очень большие группировки японских войск». (Фролов Дмитрий Михайлович)

«На Д.Востоке я воевал в составе 94 стрелкового корпуса, который входил в Забайкальский фронт. Не знал, что в этом же корпусе воевал мой земляк Фролов Дмитрий Михайлович. Узнал об этом лишь после войны. Мне запомнились сражения на Халун-Аршанских укреплениях. Очень постарались японцы, чтобы сделать их неприступными, но мы смогли их взять. На Хайларском направлении, где наступал наш 94-й стрелковый корпус, удалось окружить и ликвидировать крупную группировку вражеской конницы. Около тысячи кавалеристов, в том числе два генерала, были взяты в плен». ( Распопин Дмитрий Петрович).
«Наша 17 армия входила в Забайкальский фронт, в составе этой армии был наш 851 стрелковый полк 276 дивизии. Мы прошли по безводной пустыне более 1000 км. Преодолели горные хребты. Только потом мы осознали, что нам пришлось преодолеть. Японцы сделали свои укрепления неприступными. Это была сплошная линия железобетонных укреплений с дотами, орудиями. Всё же для них было неожиданным наше появление со стороны гор и пустыни». (Красников Василий Семёнович).
«Как участник того беспримерного похода через пустыню и хребты свидетельствую, что он был не только трудным, но и опасным для жизни солдат. Жара до 35-40 градусов, солнечные и тепловые удары буквально косили солдат. Днем двигаться было невозможно, шли ночью. От изнурительных походов, от обезвоживания мы теряли в весе, слабели. Но мы выдержали. А впереди нас ожидали не меньшие трудности преодоления центральной части большого Хингана, где должен был наступать Забайкальский фронт против японских войск. Этот огромный хребет протянулся с севера на юг на 1 400 км, в ширину – до 300 километров, в высоту – до 8000 метров над уровнем моря. Его нельзя ни объехать, ни обойти» (Орёл Константин Яковлевич).
«Те, кто воевал на Дальнем Востоке, вынесли не меньше тягот, чем те, кто воевал с немцами. Конечно, нам повезло в том плане, что война длилась только две недели. 9 августа война началась, а 14 августа японское командование обратилось с предложением о заключении перемирия. Но за эти дни тоже много погибло наших солдат, и было совершено много подвигов. Наш 649 стрелковый полк входил в 210 дивизию 36 армии Забайкальского фронта. После окончания боевых действий дивизии было присвоено почётное звание Хинганской за то, что через горные хребты нам удалось пройти быстро и преодолеть японские укрепления с ходу». (Утлов Василий Титович).

«Мне пришлось воевать и с немцами, и с японцами. Я был призван в 1944 г., меня направили в учебный батальон, затем на фронт в звании младшего сержанта. Освобождал Кенигсберг. Бои там шли очень тяжёлые, после освобождения города, нашу часть отвели с позиций, переформировали и направили на Дальний Восток. Так я оказался в составе 5 армии, 144 дивизии, 65 стрелкового корпуса, 612 стрелкового полка. Мы вошли в состав 1-го Дальневосточного фронта, войска которого наступали навстречу Забайкальскому фронту из Приморья. Наша армия прорвала полосу пограничных укреплений японцев, отразили в районе Муданцзяна сильные контрудары японских войск, заняли Цзилинь и Харбин. Когда подписали мир с Японией мы находились под Харбином. Здесь я получил контузию» (Нечунаев Павел Иванович).
«Наш 633 стрелковый полк входил в состав 1-го Дальневосточного фронта. В армию я попал на год раньше моих сверстников, просто прибавил себе год. В апреле 1945 после курса молодого бойца отправили на фронт. Но через 3 суток пути повернули нас на восток. Довезли до границы с Китаем, а потом в Маньчжурию шли пешком.
Конечно, много было разных случаев, когда жизнь могла оборваться в любую секунду. Однажды, это было 12-15 августа, остановили нашу часть на отдых, для получения оружия. Не успели еще поесть как командир объявил, что между сопками замечены японцы. Часть разделили на группы и отправили против японцев. Но выше японцев на сопках были наши войска. Сверху сразу не разобрались кто и где, и начали стрелять. Хорошо, что быстро установили связь со стрелявшими, и никто из наших не пострадал. Под Харбином меня ранило в живот, отправили в госпиталь. Но немного стало легче, и я сбежал из госпиталя в свою часть. А позже рассказывали, что на этот госпиталь через день после моего побега, ночью напали японцы и зарезали всех раненых и персонал. Пришлось нам увидеть и самураев, сделавших себе харакири. Видели японцев-смертников, прикованных к пулемётам.» (Пастухов Пётр Семёнович)
«Меня призвали в армию в 1936 году. Почти год был в учебном полку. Служил сразу на Д.Востоке. Начинал со старшины закончил командиром роты. Воевал во 2 армии, 12 стрелковой дивизии 36 стрелковом полку. Наша армия вошла в состав 2-го Дальневосточного фронта, который вёл боевые действия на севере Маньчжурии. Освобождали такие города: Сунхуа, Пеньхян, Социкар, Суну. Запомнилась переправа через Амур, реку Уссури. Пришлось преодолеть хребет Малый Хинган. Вместе с 1-м Дальневосточным фронтом вышли к Харбину. Здесь мы узнали 14 августа, что японское командование запросило мир. Ещё какое-то время ушло на то, чтобы окончательно вытеснить японцев из Маньчжурии. На Дальнем Востоке много воевало молодых парней, тех, у кого призывной возраст подошёл в 1944- 1945 году. Им было по 18-19 лет». (Чернышев Семён Иванович).
Война с Японией под командованием маршала Советского Союза Василевского длилась 23 дня на суше и на море. Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе.
Как видим, луговчане внесли свой вклад в победу над Японией. Но их рассказы об этих событиях скромны, сдержаны. Не умели рассказывать о своих подвигах солдаты той войны. Они просто защищали Родину без громких фраз, честно выполняя свой воинский долг. Сегодня мы должны исполнить свой долг перед ними — сохранить память о них, сохранить те немногие воспоминания, что оставили нам рядовые войны.
Т. Руденко. Фото из архива школьного музея- копии фото фронтовиков с. Луговое.
В 2025 году наша страна празднует 80 лет со дня великой Победы в Великой Отечественной войне. Мы предлагаем читателям цикл публикаций прошлых лет о героях земли каменской, ветеранов ВОВ. Всё меньше и меньше остается в живых очевидцев той ужасной войны, унесшей жизни 27 миллионов наших соотечественников, но память о них должна жить вечно.
6446 наших земляков пали смертью храбрых на полях сражений, тысячи награждены были орденами и медалями, пятнадцать — удостоены звания Героя Советского Союза. О каждом из них мы расскажем читателям в ближайших выпусках нашей газеты.
Ждем ваших рассказов, фотографий, воспоминаний о великих предках, их подвигах, на нашу электронную почту: izvestiya.gazeta@mail.ru.







