Две недели назад барнаулец Алексей Шестериков погрузил на свой парусный катамаран нехитрый скарб, запас воды и еды и отправился в одиночное путешествие по реке. В прошлую субботу он причалил к нашей набережной, в том месте, где одиноко созерцает водную гладь бюст Кондратюка, чтобы передохнуть на суше и пополнить несессер путешественника.
Пользуясь случаем, мы расспросили его о том, почему он выбрал такой экстравагантный способ добраться из пункта А в пункт Б.
ЛАВИРОВАТЬ И ВЫЛАВИРОВАТЬ
— Алексей, привет. Расскажи, какой у тебя маршрут? Идешь до Новосибирска?
— Не совсем, конечная цель — Боровое, это село в Новосибирском районе, которое расположено почти у самых шлюзов. А ещё точнее — остров Шумского кордона, который еще в простонародье называют Сапожок.
— То есть ты решил потратить пару недель своей жизни на сплав по Оби, чтобы почувствовать себя Робинзоном?
— На середину июля там запланирован сбор ролевиков на игру в пиратском сеттинге, и я решил дойти до места по воде. Можно сказать, решился на это, чтобы погрузиться в атмосферу. Тем более, у меня есть парусный катамаран, старенький, но надежный, советской ещё конструкции.
— Сколько километров уже намотал и сколько ещё предстоит?
— Точно не знаю, но в любом случае расстояние несопоставимо больше, чем по трассе Барнаул-Новосибирск. Во-первых, из-за элементарной географии реки — представляете же, как Обь выглядит на карте? От Барнаула она сильно «забирает» на запад, а как раз после Камня крутая излучина. Получается, иду на север через северо-запад. Плюс Обь местами течет зигзагами. Последняя отметка на указателях, которую я видел — около 500 км, но это, скорее всего, считается от места слияния Бии и Катуни…
— Наверное, лавировать приходится часто?
— Не то, чтобы часто. Идти вниз по реке — это такое сочетание ветра и самого течения. Конечно, если идешь против ветра, неплохо было бы лавировать, парусное оснащение позволяет. Но мне приходится придерживаться фарватера, потому что высок риск налететь на мель. Река очень сильно «запесочилась», и никаких бакенов на мелях нет. К счастью, песчаные отмели давно разметились сами собой торчащими из воды корягами. Однако доверять одним только корягам опасно, поэтому остается ориентироваться на белые бакены фарватера. Если бы не мели, то даже при ветре снизу можно было бы прибавить скорости.
ШЕСТЬ ДНЕЙ, СЕМЬ НОЧЕЙ
— Сколько дней в дороге?
— Семь ночевок у меня уже было. Последний лагерь разбил на берегу уже недалеко от Камня. Карта показывала, что где-то рядом находилось село под названием Аллак.
— Сколько, по твоим расчетам, займет дорога? И какую скорость ты можешь развить?
— Не знаю, теперь уже точно всё будет зависеть от ветра, потому что дальше течение становится слабее. А при хорошем попутном ветре скорость — около 20 км/час. Но сильный шквалистый ветер тоже не очень хорошо, поэтому, когда попадал в грозу, пережидал её на берегу.
— Что было интересного по маршруту Барнаул-Камень?
— Блин. Ведь ещё когда договаривались о встрече, я догадывался, что ты задашь подобный вопрос, а в итоге к нему не подготовился… Ведь это, наверное, самый распространенный вопрос у журналистов, да?
— Нет, апогеем банальщины было бы спросить, как тебе Камень. Кстати! А как тебе Камень?
— Да я его толком не видел — немного размялся на берегу, сбегал в ближайший магазин за рефтамидом и водой. У меня воды ещё много, но очень захотелось холодной. В целом он ничем не отличается от прочих малых городов, все они одинаково обшарпаны, потому что основная застройка производилась ещё в советские годы.
— Что, везде набережные «уплывают»?
— Нет, ну, обвалившиеся блоки сразу бросились в глаза, всё-таки набережная — это лицо города. Но в целом даже в Барнауле на проспект Ленина встречаются дома совершенно «убитые».
ПУСТЫЕ БЕРЕГА
— Так всё-таки, были ли интересные приключения в дороге?
— Дня три назад встал с ночевкой, и грянула очень сильная гроза с шквалистым ветром, почти ураганом. Пришлось всю ночь «пасти» лодку». Я её, конечно, вытащил на берег, но дуло так сильно, что её могло дёрнуть и унести куда-то в ночь. И прощай, лодка, прощай, путешествие.
— Когда разбивал лагерь в деревнях, много любопытных приходило поглазеть?
— На стоянках — нет. А вот на реке часто подплывали мужики на лодках, в основном, рыбаки, и расспрашивали меня, откуда я и зачем. Нормально так, по-человечески, с ними общались, они желали мне удачного плавания. Кстати, я в пути думал об одном интересном моменте, вспоминая нашу молодость в 90-х. Несколько раз я останавливался прямо в деревнях, и буквально позавчера — в селе Каргаполово Сузунского района. Так вот, во времена нашей юности на берегу вечером было бы не протолкнуться от молодежи — костер бы горел, пацаны бы бухали, пели девчонкам под гитару песни. А тут — вообще ни души. Все сидят по домам в телефонах. Времена, конечно, сильно изменились.
— Насколько большой бюджет заложен в путешествие?
— Самое затратное, на самом деле, — это обратный путь. Под парусом назад я не пойду, поэтому придется разбирать катамаран и нанимать грузоперевозки. А в путешествие по реке много не набирал: еда да питьё.
ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ
— Ещё один вопрос, который может претендовать на чемпионство по банальности — а зачем тебе всё это? Доехать до Новосибирска и обратно на автобусе и обратно быстрее и дешевле.
— Да просто решил совместить приятное с полезным. Я в миру работаю на производстве подсолнечного масла, и сейчас не сезон, то есть у меня довольно много свободного времени. Не хочется целыми днями продавливать диван. Ну и какой-никакой вызов — всё-таки идти пару недель под парусом непросто. Я вот сейчас по набережной прогуливался, а меня как будто штормит, вестибулярный аппарат уже с ума сходит. Комарье — это отдельный разговор, особенно когда разбиваешь лагерь не в близи населенного поля, а на «диких» берегах. Там кругом заросли, а в них комары, ни разу не видевшие человеческой плоти. Целая туча на тебя летит с единым писком: «Жратва!», и никакой рефтамид не спасет.
— Ну, а как ты почти без связи с внешним миром? Сейчас действительно другие времена, и мы все буквально интегрированы в сеть — там наши рабочие дела, наш досуг, наше всё. Не тяжело? Мне кажется, что, если меня отрезать от компа и телефона, я тут же лягу и помру.
— Да на меня тоже накатывает иногда настоящий ужас — как так, быть совершенно без связи с внешним миром. Довольно болезненный опыт оказался, настоящая «ломка». Вот ещё одна польза от путешествия — я смогу немного абстрагироваться от цифрового мира, полюбоваться миром настоящим.
— Ты опытный речной волк?
— Новичок, на самом деле. Этот парусный катамаран я купил в прошлом году, но пока даже не было возможности на нем куда-то далеко выбраться. Хорошо, что тут есть небольшой мотор, очень помогает, когда причаливаешь к берегу, или когда в штиль течение несёт на какую-нибудь корягу. Ещё одна польза от путешествия — наберусь опыта, пока доберусь до островов. На ролевой «пиратской» игре нужно уметь обращаться с парусами.
— Спасибо за интервью. Попутного тебе ветра и поменьше голодного комарья.
Максим ПАНКОВ. Фото автора.









Удачи, приятель!
У нас тоже катамаран, сконструированный и собранный собственноручно. Муж летом часто на нем путешествует.( Есть и маленький парусный). Так что, очень даже понимаем, и удачи желаем от всей души!!!