Часть улицы Северной, от Ленина до Колесникова — тихий уголок города с уютным частным сектором, вдали от основных транспортных потоков. Одним словом, как у Христа за пазухой. Однако несколько дет назад эту дорогу облюбовали тонары, перевозящие щебень, и спокойный закуток перестал быть тихим. По словам местных жителей, груженые машины идут сплошным караваном с утра до вечера, разбивая асфальт и в прямом смысле сотрясая их жилища.
Жильцы разводят руками. С одной стороны, есть понимание, что где-то же грузовики должны проезжать от начальной до конечной точки, а с другой, жить в перманентной «сейсмоактивности» стало невыносимо. Кроме шума, издаваемого тонарами (особенно порожними), возникает мелкая тряска, от которой осыпается штукатурка, отваливается кафельная плитка и даже осыпаются погреба. Особенно чувствуется каждой косточкой дрожь земли, когда грузовики подпрыгивают на ухабах, которые сами же и продавили.
КТО «ТВОЙ ДОМ ТРУБА ШАТАЛ»
Об этой проблеме нам рассказала жительница одного из частных домов по улице Северной, а когда корреспондент приехал по указанному адресе, его встречала целая группа — пожалуй, собрались все обитатели этого тихого «околотка» на краю географии, кто был на данный момент дома.
— У меня уже печка разваливается от этих тонаров, — говорит Галина Рутковская. — Грузовики идут по нашей улице от Ленина и поворачивают на Колесникова на трассу, которая идет в сторону Копая. Как проходит тонар, дома всё подпрыгивает. Могут пронестись на полной скорости и вечером, и в два, и даже в три часа ночи. Какое-то время тут даже не было знака, ограничивающего вес транспорта. А после того, как мы пришли в редакцию, он вдруг снова появился. Но машины идут с прицепом, груженые щебнем или песком. Это явно больше 20 тонн.
А главное, отмечают местные жители, тонары разбивают асфальт. На дороге появилось два внушительных провала, которые только увеличивают амплитуду «прыжков» проезжающих грузовиков. Всё содержимое в доме тоже подпрыгивает выше, дальше, сильнее.
— Вот пройдемте в сторону улице Ленина, посмотрите, что они сделали с дорогой! — говорит Елена Митрошина. — Это что-то с чем-то, всё буквально разбомбили. Из-за этого из-под колес летит пыль. Это сейчас всё немного прибило дождём, а в сухую погоду пылища стоит столбом. Белье на улицу не вывесить, окна не открыть, иначе мы ещё и дома будем задыхаться. Когда-то вот этот участок между Ленина и Первомайской был полностью асфальтирован, а теперь от него ничего не осталось. Лет пять назад ещё разбили, а теперь разворотили окончательно. Интересно, а предприятие, кому эти тонары и щебень принадлежат, делают какие-то отчисления городу? И если делают, то почему не ремонтируют именно эту дорогу? Ближе к Ленина вообще всё страшно, ездить практически невозможно.
ТО МЕЛКОЙ ДРОЖЬЮ, ТО КРУПНОЙ ТРЯСКОЙ
Скажем так, улица выглядит действительно разбитой.
— А у меня «финский» дом, ну, знаете, сборно-щитовой, — добавляет Ольга Баранова. — Он весь ходуном ходит, а ведь тонары идут с раннего утра до поздней ночи. Бывает, несутся один за другим, и волей-неволей думаешь: то ли настоящее землетрясение началось.
Вибрацию от проезжающих тонаров жильцы считают причиной многих своих бытовых катастроф, на исправление которых требуются время, деньги и силы. Причем всё это превращается в Сизифов труд.
А Нины Латарцевой, например, буквально на глазах в прямом смысле этого слова разорвался натяжной потолок, причем не единожды. Монтажники, которые «перенатягивали» его в последний раз, подтвердили: такое может произойти, если от сильной вибрации «ходят» стены.
— Как начали машины ходить одна за одной, потолок сначала «зашевелился», а потом оторвался у самой стены, — говорит хозяйка дома. — Пришлось привязать его к стене веревочками, чтобы не болтался. Это уже второй потолок, и придется делать третий. А я же не миллионерша. Хоть бы раз эти тонары остановила ГАИ, чтобы не повадно было, но мы тут ни разу их не видели.
Есть и более глобальные нарушения конструкций. В доме Елены Митрошиной лопнул фундамент, оставив рубец в два пальца толщиной.
— Вот, видите, какая трещина? — показывает обеспокоенная хозяйка. — А на внешней стене однажды полностью рухнула вся штукатурка. Заново заштукатурили, а она снова начала рушиться. Целыми кусками её выносим со двора. И ведь мы не просто подмазываем трещинки, а каждый раз заново штукатурим стену.
Кроме того, жители домов по Северной задаются вопросом: есть ли какие-то нормативы при перевозке щебня и песка, должны ли они быть закрыты? Потому что пыль летит не только из-под колёс, но и из кузовов и прицепов. К слову, камень, щебень, керамзит, гравий, земля, песок и все подобные грузы действительно запрещено перевозить в открытом прицепе или кузове. Использовать тент (полог) обязательно, потому что без него груз представляет опасность для участников дорожного движения. Так что, дело не только в пыли.
А её здесь много.
— Пыль оседает на сайдинге, которым обшит дом, на окнах, — сетует Галина Рутковская. — Я всё во дворе вымету, стены и окна помою — и через день-два всё опять черное от пыли. Летом хорошо бы сушить постиранные вещи на улице, а мне приходится развешивать их на закрытой веранде.
КТО ОСТАНОВИТ КАРАВАНЫ?
По словам жительницы дома, каждый раз, когда проезжают тонары, дома пол буквально ходит ходуном. Недавно обвалились земляные стены в погребе, треснула плитка, постепенно рушится печка.
— Сидишь так на кухне, и, как проезжает тонар, сам шкаф и всё, что в нем, начинает подпрыгивать, — говорит Галина Константиновна. — Машины, когда груженые, едут ещё медленно, а обратно, порожними, несутся. Скачут на кочках, которые сами продавили, и грохот стоит такой, что уши закладывает. А ведь здесь не только пожилые люди живут. На той стороне улицы многодетная мама с тремя детьми.
В целом жители этой части улицы понимают, что стали заложниками обстоятельств: тонарам попросту негде объезжать населенные микрорайоны. Они полагают, что тонары облюбовали их тихую улочку после того, как стало невозможно ездить на аналогичном отрезке по Карла Маркса. Но от понимания сути проблемы легче не становится.
Большегрузы на дорогах общего пользования, маршруты тонаров, стихийно проложенные по спальным микрорайонам — это не точечная проблема, а комплексная, и с ней сталкиваются, похоже, все без исключений города России, особенно малые. Промышленная логистика эволюционирует гораздо быстрее, чем транспортная инфраструктура — хотя бы потому, что она скована планами застроек и другими рамками. Объездных шоссе в Камне-на-Оби нет, и в этом, надо полагать, он не одинок.
Пока материал готовился к печати, мы сделали информационный запрос в районный комитет по ЖКХ, строительству и архитектуре. В ближайшее время мы подробнее затронем проблему большегрузов на городских улицах, а также постараемся разобраться — можно ли навести порядок с тонарами, ломающими дороги и быть людей.
Максим ПАНКОВ. Фото автора.








