«…Он шагает по району
От двора и до двора,
И опять на нем погоны,
С пистолетом кобура.
Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнем,
Герб страны блестит на пряжке —
Отразилось солнце в нем!».
Отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Дядя Степа — милиционер».
В этом году будет 26 лет с тех пор, как он впервые заступил на дежурство. Автолюбители хорошо знают, что надавить на него или «договориться» невозможно.
Он любит Камень-на-Оби, знает его историю. Мысли сменить работу или переехать в другой город у него никогда не было. Говорит: «А куда ехать? Как город без меня? Они же ждут каждый день. Нарушители ждут, когда я заступлю на дежурство. Кто, если не мы, будет обеспечивать порядок на дорогах. За нами Родина».
Удивительно, но выбрал свой жизненный путь Алексей очень давно, в детстве, впечатлившись стихотворениями Михалкова про дядю Степу милиционера. Тоже захотел таким стать.
Забегая вперед, скажем, что буквально на следующий день после интервью, решилась давняя проблема с большегрузами, вереница которых «оккупировала» улицы Гагарина, Северная, Карла Маркса. Вчера мы поговорили о том, что люди жалуются на постоянную пыль, растрескавшиеся от вибрации стены и фундамент, грохот, а сегодня на всех трех улицах установлены дорожные знаки. Уже обордуется объездная дорога для тонаров, которые больше не будут досаждать каменцам. Может быть, он и вправду похож на героя своего детства?
А еще мы узнали, что Камень-на-Оби – самый безаварийный город Алтайского края. Знаете почему? Потому что разогнаться негде, все дороги разбиты, от этого и минимальный травматизм при ДТП.
В 2016 году Алексей Долеченко награжден медалью Губернатора Алтайского края «За честь и мужество».
События того задержания развивались ночью, когда внимание старшего лейтенанта Алексея Долеченко и младшего лейтенанта Сергея Ильминского привлек автомобиль ВАЗ-2107. Машина то останавливалась, то продолжала движение, моргала дальним светом фар. Полицейские остановили автомобиль.
Водитель вышел из машины и взволновано рассказал полицейским, что молодой человек с девушкой, угрожая предметом, похожим на пистолет, отобрал у них деньги, мобильный телефон, взял в заложники и заставил возить по городу.
Сотрудники Госавтоинспекции незамедлительно сообщили о случившемся в дежурную часть. Задержать преступников полицейские решили под предлогом осмотра автомобиля.
Соблюдая все меры предосторожности, сотрудники полиции оперативно и грамотно обезвредили злоумышленников несмотря на то, что они оказали активное сопротивление. В ходе разбирательства выяснилось, что задержанный молодой 23-летний человек уже имеет судимость и находится в розыске за ранее совершенное тяжкое преступление. Изъятый пистолет оказался пневматическим.
Возбуждено уголовное дело. За разбой с применением оружия молодому человеку грозит лишение свободы на срок до 10 лет.
Ночью 7 декабря 2019 года к сотрудникам ГИБДД обратился мужчина, который попросил помочь его беременной жене — женщина была на противоположном берегу Оби, а ледовая переправа для движения уже закрылась.
Старший лейтенант полиции Алексей Долеченко и лейтенант Дмитрий Швайцер на своих двоих бросились на другой берег, помогли роженице переправиться и потом на служебном автомобиле с мигалками и сиреной доставили в роддом.
Через несколько часов она родила мальчика. А на выписку с подарками пришел Алексей с напарником.
Таких случаев за его службу было много, сейчас все и не упомнить. Мы же решили познакомиться с самым «грозным» и принципиальным для нарушителей инспектором, выехав с ним на дежурство.
Вместе с напарником Дмитрием Швайцером Алексей заступил на дежурство на кольце по улице Громова.
«Мы возле этого памятника часто дежурим. Это герой гражданской войны Громов Игнатий Владимирович. Командовал корпусом партизанской армии Мамонтова. Под его командованием партизанские части громили белогвардейцев в сёлах бывшего Каменского уезда. В ноябре 1919 года партизаны под руководством Громова освободили город Камень от колчаковцев, — говорит старший инспектор отдельного взвода ДПС МО МВД России «Каменсий» Алексей Доличенко, — это город, в котором мы живем. Мы должны хотя бы его историю знать и помнить.
К стыду нынешнее молодое поколение даже не знает, в честь кого он установлен, а ведь каждый день вокруг него ездят. А я хочу знать и помнить историю родного города».
УДАЛОСЬ ПРОСКОЧИТЬ?
Непрерывным потоком автомобили двигались по кольцу. Инспекторы опытным взглядом оценивали каждый автомобиль. Всех подряд не тормозили, но когда жезл указывал водителю на обочину, не ошибались.
Первый остановленный молодой человек был не вписан в страховой полис.
— Ну и зачем же ты так поехал? — спросил инспектор.
— Думал, проскочу, — ответил парень.
— Ну что, удалось проскочить?
Оформление протокола много времени не заняло.
«Не вписан страховой полис. Штраф сейчас 500 рублей, но, с другой стороны – это грубое нарушение, — рассуждает Алексей, пожелав счастливого пути нарушителю, — если вдруг произойдет дорожно-транспортное происшествие, страховая компания потребует регресс от водителя, не вписанного в страховку. Ему придется все возместить за свой счет.
Для молодого водителя размер страховки может достигать почти пятнадцать тысяч, поэтому люди зачастую экономят на этом».
Следующий остановленный нарушитель был не пристегнут ремнями безопасности, за что на него так же был составлен протокол.
По ходу работы нам удалось поговорить с самым принципиальным инспектором каменских дорог.
— Алексей, не будем ходить вокруг, да около. Знаете ли вы, что вы самый популярный среди гаишников? Вас в Камне-на-Оби знают все, ну или хотя бы слышали о вас – от опытных автолюбителей, до начинающих новичков. Вы некая легенда наших дорог.
Есть версия, почему так сложилось? Почему вас многие боятся?
— Ну, наверное, из-за того, что добросовестно исполняю свои служебные обязанности. Работаю для того, чтобы на дорогах было безопаснее. Я думаю, только поэтому.
Ну и не боятся, может, а уважают? Хотя, наверное, некоторые и побаиваются, но я никого не пугаю, просто честно работаю.
— Правда ли, что вы штрафуете за нарушения даже родственников, не делаете скидок за серьезные нарушения на дороге никому?
— Интересный, конечно, вопрос. Почему не штрафовать за серьезное нарушение, если совершил его родственник или знакомый? Можно и родственников наказать. Так положено по закону.
— Как вы попали в Госавтоинспекцию и сколько здесь служите? С чего все началось – с мечты или трезвого расчета?
— С детства вызывали восхищение люди в форме, поэтому, отслужив в армии срочную службу, посчитал, что надо приносить пользу обществу. Поступил на службу в органы внутренних дел, когда еще милиция была. Это был 1999-й год и по сегодняшний день уже 26 лет служу.
— Нравится ли работа и за что? В чем ее прелесть?
— Прелести-то особо нет, но порядок на дороге обеспечивается. Самое главное — сохранить человеческие жизни и чтобы люди в нашем городе спали спокойно. Для этого мы существуем.
— Многие романтизируют эту работу: погони, задержания. Есть какая-то романтическая нотка в этом?
— Бывает всякое, но особой романтики нет.
Погони и задержания у нас периодически присутствуют – это неотъемлемая часть жизни.
— Доводилось ли применять табельное оружие?
— Табельное оружие не применял, но преступников задерживали, конечно. Даже краевая награда имеется за честь и мужество от губернатора Алтайского края.
Вооруженный преступник, как потом выяснилось, с пневматическим пистолетом, угрожал молодым людям. Взял их как заложников и под дулом пистолета заставлял возить по городу. При этом сам находился в розыске за совершение тяжкого преступления.
Для его задержания пришлось применить физическую силу, так как разбойник оказывал активное сопротивление.
Страх неприемлем в нашей службе. Всегда действуем четко согласно действующему законодательству. Нарушители задерживаются, составляются материалы, передаются в суд.
— Какие в Камне-на-Оби самые распространенные нарушения на дорогах?
— Это управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Самое опасное нарушение, которое может повлечь за собой необратимые последствия вплоть до гибели людей.
Также на уровне безопасности – это разговоры по телефону во время движения, пересечение сплошной линии разметки, зачастую проезд под запрещающий сигнал светофора, как на перекрестках, так и на переездах, что тоже не менее опасно.
А в целом, в городе все водители дисциплинируются потихоньку.
— Помните свое первое дежурство, когда впервые надели форму и погоны и вышли на городские улицы?
—Припоминаю, конечно, но давно это было.
Вышли мы с напарником на выезд из города. 12 часов стояли на посту, обеспечивали безопасность дорожного движения.
Служба в ГАИ подразумевает работу в любых погодных условиях. Без разницы, что за окном – град, ливень или метель.
Даже сегодня видите, дождь идет, мы стоим, а метели бывают такие, что на трассе с ног сбивает. В такую погоду мы перекрываем дорогу из-за плохой видимости.
— Что самое главное для сотрудника ГАИ? Есть какой-то определенный набор качеств или в Госавтоинспекции может работать любой желающий?
— Любой работать не может. Гаишником не каждому дано стать. В такой службе честность и порядочность должна быть на первом месте среди всех личных качеств.
— Вам когда-нибудь предлагали взятки?
— Бывало, конечно, не без этого. Но мы же взяток не берем. Честь дороже, как говорится.
— Как начинается и заканчивается рабочий день?
— Рабочий день начинается у нас с вооружения — получаем табельное оружие. Далее заполнение путевой документации, обследование медика, берем транспортное средство, происходит развод, записываем ориентировки, нам доводят информацию. И за работу!
Первая смена длится до 18.45, затем заступает вторая смена. В общем, службу несем круглосуточно.
— Вырабатывается ли у гаишника определенное чутье на нарушителей? Можете ли вычислить таких сразу в потоке машин?
— Даже не знаю, как так получается. Обычно визуально можно определить, что что-то с автомобилем или водителем не так. Разговоры по телефону, к примеру, сразу видно. Если не пристегнут, сразу дергать ремень начинает.
— Как, в целом, оцените культуру вождения в Камне-на-Оби?
— У нас есть много порядочных дисциплинированных водителей, которые соблюдают ПДД и к этому стремятся. Даже те, кто получил водительские удостоверения недавно.
В принципе, культуру вождения в Камне-на-Оби можно оценить на твердую четверку.
— Влияет ли состояние каменских дорог на количество дорожных происшествий?
— Камень-на-Оби самый безаварийный город в Алтайском крае. У нас минимум ДТП с травмами. А все из-за состояния дорог. Это вообще болезненная тема. В связи с тем, что качество дорог оставляет желать лучшего, люди не ездят с опасными скоростями, передвигаются более-менее тихо. Но этого, конечно, не должно быть. Дороги должны быть в исправном состоянии.
Так что, ситуация такова: с одной стороны ужасное состояние дорог помогает сократить количество ДТП, с другой стороны такие дороги портят транспортные средства. Как последствия – дорогостоящий ремонт авто, заблаговременный выезд до места работы, ведь по проезжей части буквально красться приходится из-за ям. Все это дискомфорт для людей, из-за этого в Камне даже пробки образуются.
В плане ДТП Камень-на-Оби самый безопасный город в регионе, так как хорошие дороги нас по пальцам пересчитать можно.
— Вообще, сотруднику ГАИ важно разбираться в авто?
— Обязан. Научиться этому можно постепенно, с годами.
Когда я начинал службу, такого потока и столько транспортных средств на дорогах не было. С годами почти в каждой семье появился автомобиль, а то и несколько. Что говорить, в час пик на городских перекрестках подобия пробок появляются, настолько много стало автомобилей.
— Какое поведение со стороны водителей считаете самым наглым и борзым?
— Грубость. Зачем инспектору грубить? Он же не по своей воле и прихоти вас остановил – он отвечает за безопасность дорожного движения. Хамоватое, непозволительное отношение к себе пресекаем, делаем замечания.
— Каких ДТП в Камне-на-Оби больше всего фиксируется?
— Задний ход на парковках возле магазинов, выезд на встречную полосу движения зачастую, потому что дороги в некоторых местах совершенно не пригодны для передвижения. Один яму объезжает, второй не предоставляет проезд и получается дорожно-транспортное происшествие с повреждением транспортных средств.
Также фиксируются проезды на запрещающий сигнал светофора.
— Часто ли бываете на ДТП? Какие они бывают? Что самое страшное, запоминающееся для вас за эти годы?
— Вся наша служба связана с пребываниями на месте происшествий. Не всегда они связаны с дорожно-транспортными.
Самое страшное – это смерти людей. Я их видел, не одну сразу видел. Не очень хорошие картины для воспоминаний, печальные. Особенно неприятно было в первые разы, со временем и к этому постепенно привыкаешь, как к неотъемлемой части работы.
В первые разы, конечно, было неприятно. Погибшие люди мне не снятся по ночам, но вспоминать о таких происшествиях тяжело. Со временем привыкаешь, что такова составляющая нашей работы.
— Смертельные ДТП по какой причине происходят, как правило?
— Скорость движения, обгон зачастую. Из-за большой скорости движения водители не справляются с управлением, происходит опрокидывание авто, съезды в кюветы, выезды на встречную полосу, лобовые столкновения. Сюда же можно добавить выезд на красный сигнал светофора.
— Приходилось ли спасать жизнь людям, оказывать медицинскую или иную помощь?
— Мы всем оказываем помощь на дороге. Это наша святая обязанность, спасать людей. Подобные случаи часто происходят, все не запомнить.
Бывало, и медицинскую помощь приходилось оказывать. Был, например, случай, что пьяный водитель врезался в столб и сильно повредил руку. Руку ему в результате ампутировали, но если бы на тот момент мы ему не помогли, не сделали грамотно перевязку, он бы мог не выжить.
Случай с агрессивной собакой, которая неделю или две терроризировала целую улицу в городе. Когда приехали на место по жалобам людей, обнаружили, что ее хозяйка замерзает в собственном доме. Женщина злоупотребляла алкоголем и с 1 по 13 января не топила печку. Все, что было в доме, собрала и на себя надела. Родственники к ней за это время ни разу не приходили. Если бы соседи тогда не позвонили нам насчет собаки, женщина могла бы погибнуть.
— Бывали случаи за время службы, которые тронули до глубины души?
— Да. Приехали на пожар. В доме не было взрослых на момент возгорания, лишь дедушка инвалид и два ребенка по три года. Они отравились угарным газом. Когда мы прибыли, их уже вынесли на улицу. Очень неприятно на душе было, когда увидел погибших маленьких детей, уложенных на землю. Осадок остался до сих пор.
Чтобы не пропускать через себя то, с чем приходится ежедневно сталкиваться, я иногда повторяю строки из стихотворения Андрея Деменьтева:
Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
— Помните ли постоянных, неисправимых нарушителей? Много ли тех, кто садится за руль будучи лишенным прав.
— Есть и такие у нас. Хоть говоришь им, хоть нет, все равно как нарушали, так и продолжают нарушать. Признает себя виноватым, расписывается в протоколе, а бороться с ним никак невозможно, его уже ничем не исправить, он такой есть. Просто, платит штраф за штрафом.
Неоднократно ловили и тех, кто был лишен права управления транспортным средством. Сейчас, правда, подобных случаев поменьше стало, потому что ужесточилось наказания вплоть до уголовной ответственности и изъятия транспортного средства в пользу государства. Тем не менее, есть такие, которых ничто не останавливает.
—Опасные ситуации были в работе?
— Конечно. Наша служба и опасна и трудна, и, на первый взгляд как будто не видна.
— Многих ли напарников пришлось обучить за 26 лет?
— Достаточно. И я был напарником, и у меня были напарники. Могу ошибаться, но человек десять было. Кто-то берет пример с тебя – так передаем свои знания молодым сотрудникам.
— Что самое сложное в работе?
—Да особой сложности-то не бывает. Наверное, самые нелегкие – это ночные смены. Тяжело работать в ночные смены. Да и с этим справляемся.
— Как относитесь к женщинам за рулем? Почему-то мужчины частенько называют автоледи «обезьянами с гранатой». Оправдан ли такой наезд и кто более аккуратный водитель – женщин или мужчина?
— Водитель не различается по половому признаку. Водитель, он и есть водитель. Так что все равны перед законом, перед сотрудниками ГАИ, но дамы, так скажем, более дисциплинированно подходят к процессу вождения, переживают, берегут и себя, и транспортное средство. Мужчины-водители — иногда ощущение, что им терять особо нечего.
— Бывало ли когда-нибудь, что водителя становилось жалко?
— Ну, не без этого. Бывает, конечно. Человеческий фактор все равно должен присутствовать. Погрозишь, скажешь, предупредишь. Ну и все. Человек если понимает, то хорошо, не понял, это на его совести пусть остается. Мы же беседу провели, в любом случае это не зря.
— А сами вы любите быструю езду?
— Ну, какой русский не любит быструю езду? Только у нас в Камне где быстро поедешь?
— Многое ли изменилось за 26 лет в Госавтоинспекции. Часто ли приходится учиться, познавать новшества?
— Особо ничего не изменилось. Меняется только размер штрафов, вводятся новые, жесткие. Поток транспортных средств увеличился во много раз. Как местных авто стало больше, так и проходящих, транзитных. Сами видите, в каких объемах ежедневно привозят в торговые сети тонны грузов.
— Кстати, животрепещущий вопрос насчет тонаров. У нас жители нескольких городских улиц жалуются на то, что большегрузы жизни не дают ни днем, ни ночью. Дома трясутся, трескается фундамент, стены.
ГАИ на происходящее может как-то повлиять?
— Есть такие неприятные моменты в жизни города, но дело в том, что в основном, тоннаж большегрузов не превышает установленный дорожными знаками. Они ездят по объездной дороге, там специально нарисован маршрут движения. Мы же только обеспечиваем безопасность дорожного движения в тех районах, где администрация установила дорожные знаки. Если нет дорожных знаков, то за что мы будем наказывать? Просто так же мы не можем сказать человеку, что он нарушает ПДД. Все должно быть согласно законодательству, дорожным знакам и разметки. А если их нет, это освобождает автоводителей от ответственности.
— Еще одна беда последних лет – мопедисты. Молодые люди заполонили городские улицы и дворы, не дают уснуть горожанам по ночам, становятся виновниками ДТП. Какую работу с ними проводите?
— Постоянно работаем с ними, но тут, наверное, больше с родителями нужно работать. Буквально недавно у нас был рейд в Корнилово. Задержали двух мопедистов, составили материалы, родителей вызвали. Одному из задержанных уже исполнилось 18 лет, он отправится на комиссию к начальнику ГАИ. Второй мопедист несовершеннолетний, материал по нему будет рассматривать комиссия по делам несовершеннолетних.
— Кстати, вы знаете, что в Камне-на-Оби в одном из мессенджеров есть группа «Где стоят ГАИшники?». Народ там скидывает координаты и сообщает об улицах, где дежурит ДПС. Сотрудники Госавтоинспекции состоят в этой группе?
— Конечно, — улыбнулся Алексей, — как без нас. Мы все знаем, что происходит в городе.
Дело до смешного дошло. Самого организатора группы «сдали» в эту же группу. Гонял по городу в нетрезвом состоянии. Мы неподалеку находились и тут же оформили этого «админа». И такое бывает.
P.S: После беседы в голове долго крутился вопрос – неужели этот инспектор и правда такой? Прошло 26 лет, а в своей работе он больше всего ценит честность и принципиальность. Алексей сказал, что любой инспектор – это представитель государства, по его поведению у граждан будет формироваться мнение об органах власти и нельзя допустить, чтобы Родине за тебя было стыдно.
Да, за принципиальность его многие не любят, а он год за годом продолжает выходить на дорогу и выполнять свои обязанности.
Прошло время и про него начали слагать стихи. Не так давно совсем юный каменец сочинил про него строки, ведь для него дядя Леша – добрый пример, как когда-то для инспектора стал примером дядя Степа. Значит, цель достигнута.
Он отличный человек, его знает интернет – это Леша, это Леша Долеченко.
И бандитов ловит он, вот такой его закон – это Леша, это Леша Долеченко.
Он собаку усыпил, на цыганском говорил — это Леша, это Леша Долеченко.
И бандитов ловит он, вот такой его закон – это Леша, это Леша Долеченко.
Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.








