Ещё в начале апреля выдалась рабочая поездка в Алматы, которую удалось совместить с коротким, можно сказать, шапочным знакомством с одним из крупнейших городов соседней республики и его живописными окрестностями.
Это интересное в плане ландшафта место, величественная панорама которого раскрывается с борта самолета, когда он заходит на посадку. С одной стороны — бескрайняя степь, с другой — заснеженные пики Тянь-Шаня, у подножия которого раскинулся город.
Алматы — неплохой вариант для туристической поездки. Этот город живет в ритме современного мегаполиса и одновременно погружен в почти буддийское спокойствие богатой природы. То есть можно посвятить часть времени изучению городских джунглей, а часть — покорению гор. И там, и там есть, что посмотреть.
ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ
Алматы стоит на стыке двух эпох и культур, это город с многослойной архитектурной тканью. В районах, застроенных в советские годы, ещё звучит эхо канувших в Лету времен — здесь есть и ноты сталинского ампира, и более простого советского модерна, и типовые хрущевские застройки «ар-совко». Интересно, что здесь — умышленно или нет — здания одного типа не сваливали в один квартал, а разбрасывали по разным частям города, поэтому Алматы смотрится довольно пёстро.
Новые времена привнесли в архитектурный облик национальный колорит, плюс сохранились истинные жемчужины строительства верненского периода. Если вам по душе городской туризм, съездите посмотреть на Вознесенский собор — одну из самых высоких деревянных церквей в мире.
Впрочем, многие сходятся во мнении, что архитектура — не самая сильная сторона Алматы. По крайней мере, она явно уступает окружающей его природе.
Некоторые факты из жизни современного города Алматы показались интересными. Во-первых, здесь не существует языкового барьера — даже компании школьников, с которыми периодически сталкиваешься на тротуаре, между собой говорят на русском. Вывески в магазинах, позиции в меню кафе и ресторанов — всё продублировано. Поэтому в Алматы можно ехать «дикарем», не покупая путевку в составе туристической группы. Выбрать места для визита можно и в интернете, а автобусная навигация по городу проста и понятна.
ГОРОДСКОЙ ТУР
И вот ещё один сюрприз — в Алматы работает Яндекс-такси, даже не нужно переустанавливать приложение. Более того, плата за поездку успешно списывается с привязанной карты «Мир», хотя сама платежная система в Казахстане не функционирует. Кстати, имейте это в виду, планируя поездку. Если у вас нет карты UnionPay, берите наличные. Обменять рубли на тенге можно прямо в аэропорту по вполне удобоваримому курсу.
Кстати, из Новосибирска рейс авиакомпании S7 сейчас прилетает в новый международный терминал, запущенный в эксплуатацию в прошлом году. Это современная просторная воздушная гавань, рассчитанная на большой пассажирский поток. Я насчитал около 20 кабин в зоне паспортного контроля, где в итоге почти не было очереди. Путь от трапа самолёта до выхода в город занял не больше двадцати минут.
По городу и за его пределами вполне можно перемещаться на такси, оно нам показалось даже дешевле, чем в России.
БАР-ХОППИНГ
В первый день нашего городского турне журналистский коллектив разделился: дамы отправились по памятным местам и приятным ресторанчикам (отзывы о местном общепите были очень лестными), мужчины отправились в поход по питейным заведениям — не пьянки, разумеется, ради, а атмосферы для.
Кстати, здесь уже давно освоена заморская забава — бар-хоппинг, который представляет собой организованное путешествие по городским корчмам в составе группы. Стоит это удовольствие около 15 тысяч тенге (то, что вы будете там пить, в тариф не входит), это примерно 2,2 тысячи в «деревянных». Но кому он нужен — этот лайт-туризм? Информацию о наиболее приятных барах и кабаках мы почерпнули из интернета и выяснили, что курсировать между ними можно и пешком несмотря на то, что они оказались в разных районах — Медеуском и Алмалинском. Проливной дождь, неожиданный для первых чисел апреля, дух приключенцев не сломил.
В первом баре — маленьком и уютном — оказалось пусто. Впрочем, это естественно для двух часов дня в четверг. Зато здесь был шикарный выбор пенного, от европейских стаутов до лагеров местного производства. Кстати, казахские напитки оказались крайне недурны. Бармен, скучающий у стойки, разговорился с нами и любезно скорректировал маршрут, отговорив от одного бара и порекомендовав другой. Жаль, нет возможности поблагодарить, мы не прогадали, хоть и вымокли по дороге.
Во-первых, мы случайно наткнулись на местную фирменную лагманную. Интересное заведение с большим выбором национальных блюд, которое совершенно неожиданно оформлено в стиле советских квартир зажиточной интеллигенции. Вдоль стен просторного зала в классическом стиле стоят книжные стеллажи и шкафы, ломящиеся от книг советской ещё печати: тут и узнаваемые потрепанные корешки серии ЖЗЛ, и томики русских классиков с тиснением под золото… Читающих мы среди посетителей не заметили, но выяснили, что любую книгу в принципе взять почитать можно. А у нашего столика обнаружился даже томик Шишкова — и шаркнула по душе нотка ностальгии по Алтаю.
Удивил ценник — сытно отобедав, мы потратили в среднем, в переводе с тенге, не больше 400 рублей.
БРОНЗОВЫЙ ЦОЙ И СУПЕРМАРКЕТ С ЛАПШОЙ
А во-вторых, мы также случайно столкнулись с… Виктором Цоем. Ну, не лично с ним, а с его скульптурным изображением. Строго говоря, это даже не сам Цой, а его киношный персонаж из культового фильма «Игла». Он застыл навеки за минуту до гибели, чиркая зажигалкой на аллее улицы Тулебаева. Кстати, скульптура установлена ровно на том месте, где снималась финальная сцена «Иглы».
Автор скульптуры — выпускник Петербургской академии художеств Матвей Макушин. Он, можно сказать, специалист по Цою. В Алматы его работа установлена в 2018 году, а двумя годами позже его Цой, но уже с гитарой, украсил парк Танкистов в Санкт-Петербурге.
Завершилось наше странствие уже затемно в тоже небольшом и тоже уютном баре с панорамными окнами, выходящими на какой-то оживленный проспект. И народу стало погуще — причем многонационального, за счет цвета местного студенчества. Один парень с заплечной сумкой и тубусом, явно индийской наружности, на дикой смеси хинди и английского пытался объяснить миловидной барменше, напитки какой страны он предпочитает в это время дня.
Гуляя по проспекту после финального бара, мы видели студенческую братию из Индии, Узбекистана и Туркменистана. За счет местных университетов Алматы становится поистине интернациональным городом.
Перед тем, как возвращаться в нашу резиденцию в одной горной деревне в 20 км от города, мы зашли в интересный магазин-кафе, о которых я только слышал и которые явно пришли из Паназиатского региона: все полки супермаркета уставлены разномастными «лапшами» быстрого приготовления, исписанными китайскими, японскими, корейскими иероглифами и тайскими закорючками. Здесь же — отдельная площадка со столиками и огромным электрочайником с вечным кипятком. Это заведение, которое облюбовала молодежь, стало местом, где студенты всех стран объединяются.
(продолжение следует).
Максим ПАНКОВ.








