Мы продолжаем публиковать материалы о наших земляках—Героях Советского Союза, получивших это звание в годы Великой Отечественной войны.
В ноябре 1943 года были призваны в армию парни двадцать шестого года рождения. Всех призывников Тюменцевского района закутали в тулупы и на тридцати шести санях отправили в ночь до Барнаула. Был среди своих сверстников и Василий Егорович Антонов.
Три дня в Барнауле работали ребята на заводе: складывали в штабеля большие слитки свинца, листы меди, гильзы снарядов. Заводчане всю продукцию делали для фронта. А потом новобранцам выдали на дорогу сухой паек на десять дней, погрузили в «телячьи» вагоны с печками—«буржуйками» и отправили к монгольской границе. Здесь прошли первоначальное обучение, приняли присягу. При полном боевом снаряжении новички ежедневно пересекали границу и долбили песчаную землю: строили укрепрайоны.
Голодно было. 600 граммов хлеба на день не хватало. А осьмушка табака стоила тысячи рублей. Многие молодые солдаты собирали по помойкам головы от рыб и съедобные отбросы. На работе падали в окопах от истощения. У некоторых служивых иссякло терпение, и они требовали от командиров срочной отправки на Западный фронт, хоть в штрафроту.
—Для нас,—вспоминает Василий Егорович,—казалось, легче пасть в бою, чем постепенное изнурение, непосильный труд и голод. Но пришел мучениям конец. Августовской ночью 1945 года наш стрелковый полк перешел границу Монголии. Я нес на плече пулемет Дегтярева. К утру восьмого августа все полки дивизии стояли на границе внутренней Монголии, оккупированной японцами. Перед боем мы узнали, что Япония ведет войну с США и Великобританией, что она сильный противник. У них под ружьем находилось свыше 7 миллионов человек, насчитывались 10 тысяч самолетов, около 500 боевых кораблей.

Трудной была дорога, по которой двигались наши войска 17-й, 36-й и 39-й армий. На их пути то и дело возникали мощные горные хребты Большого Хингана. Здесь на сотни километров тянулись знойные безводные каменисто-песчаные пустыни и горы. Бездорожье, песок и зной. Многие солдаты падали, теряя сознание от перегревания. Но основные силы пехоты упорно шли вперед без воды и без отдыха.
И вот первый бой с японцами. С горы беспрерывно строчил неприятельский пулемет, не давая продвигаться нашему тыловому обозу вперед. Тогда в первый раз Василий Егорович увидел, как сочится кровь из пулевых ран, как медицинская сестра дрожащими руками накладывает бинты, которые моментально краснеют от крови.
Наконец, из скопища машин и повозок показался генерал на легковой машине, назвался членом военного Совета Забайкальского фронта. Он приказал Антонову уничтожить японский пулемёт.
—Незаметно я с двумя ручными гранатами,—рассказывает Василий Егорович,— зашел с бугра в тыл врагу и увидел двух японцев, стрелявших по дороге, на которой скопились наши машины. Самураи меня не замечали, но больше я не мог приближаться к ним. Ловко швырнул ручную гранату. Грохнул взрыв. Взвилось облако песка и пыли. Когда дымок рассеялся, я увидел, что дуло пулемета воткнулось в землю, а те, что несли смерть, были убиты. Всего 23 дня продолжались основные бои на востоке. Но за это короткое время, как стало известно из боевых листков, пятьсот тысяч японцев было убито, столько же взято в плен. Наших ребят погибло тоже много—50 тысяч человек. Были и героические поступки. 11 солдат повторили подвиг Александра Матросова.
Война на Дальнем Востоке закончилась для Василия Антонова третьего сентября 1945 года в городе Мукдене. Там его часть переименовали в конвойную МВД по охране военнопленных японцев. В конвойных войсках он служил в Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровске, Владивостоке до 1950 года. И в возрасте 24 лет возвратился в родной колхоз села Андронова, где дела шли хуже, чем во время войны. В те годы почти вся молодежь разбежалась из села. И Василий Егорович, пробыв в родном краю всего три дня, тоже уехал на заработки в Кузбасс.
Больше 25 лет проработал он в шахтах. Без отрыва от производства окончил вечернюю школу рабочей молодежи, горный техникум. Кроме этого, трудился позже заведующим клубом, воспитателем, редактором многотиражной газеты «Шахтерская жизнь». В Камне живет с 1977 года. Трудился здесь и кочегаром в школе № 3, и слесарем на птицефабрике, и дежурным в Алтайской спецшколе. Его рабочий стаж составляет 40 лет.
Имеет награды: орден Отечественной войны второй степени, две боевые медали, десять юбилейных и большое количество различных благодарностей.
Из воспоминаний Василия Антонова, ветерана ВОВ. Фото Анны МЕЙКШАН.







