Стук невысоких каблучков по незнакомому школьному коридору, руки прижали к груди небольшую папку с документами, кудрявые локоны будто пружинят об плечи от каждого шага. Молодая учительница еще не знает, что в этих стенах останется на десятилетия. Тем более, когда зайдет в свой первый класс, где ученики окажутся почти сверстниками. Когда увидит, как в воздухе летает меловая тряпка, у доски с указкой пародирует учителя парень, а старшеклассницы даже внимания не обратили, что в класс кто-то вошел. Девчонка – зачем ее слушать, какая дисциплина может быть, она ж совсем маленькая, и прикрикнуть-то не сможет.

Этот свой первый день в школе до сих пор отчетливо помнит Маргарита Шипулина, завуч школы № 1. С тех пор прошло 39 лет.

Такой же юной и несмелой 36 лет назад зашла в кабинет географии ее коллега Ирина Пожиданова. Ей было проще найти общий язык с ровесниками – на одной волне были. Тогда молодой педагог и предположить не могла, что ее ученики, выпустившись, будут возвращаться в родную школу поколение за поколением, а некоторые в буквальном смысле пойдут по ее стопам.

А Александр Ляпин стал здесь третьим директором. Он не присутствовал на торжественной линейке 1985 года, когда Евгений Парфенов, первый секретарь Каменского горкома КПСС, вручал символический ключ от школы первому ее руководителю Сергею Селиванову. Но именно на долю Ляпина выпали самые тяжелые и самые светлые времена. Он пытался наладить бартер для столовой в лихие 90-е, когда детей нужно было чем-то кормить, а учителя по полгода не получали зарплату. Он вместе со старшеклассниками и лопатой наперевес выкопал не одну тонну картошки и свеклы для совхоза «Октябрь» во время уборки. Он помнит всех хулиганов по именам, а некоторыми с годами стал гордиться. Именно в его школе больше всего молодых педагогов на весь Каменский район. Именно в СОШ № 1 самый большой класс, где занимаются с детьми с ограниченным возможностями, среди которых немало талантов.

Сидят ли современные педагоги в социальных сетях и позволяли ли себе шалить на уроках в детстве? Почему школа № 1 притягивает молодежь и как школьники отреагировали на запрет телефонов во время уроков? Мешают ли гаджеты сдать ЕГЭ и что самое сложное в работе учителя?

Обо всем этом в нашем юбилейном материале.

АЛЕКСАНДР ЛЯПИН: «НАБЛЮДАЕТСЯ ТРЕВОЖНАЯ СИТУАЦИЯ»

«В эту школу я пришел в 1989 году, до этого отработав пять лет в детском доме, — рассказывает Александр Иванович,   начиналось все с того, что после школы закончил Каменское педучилище по специальности  физрука, в армии отслужил, после получил высшее педагогическое образование.

О своем школьном выборе ни разу не пожалел. Может быть, потому что я другой специальности не знаю — я 48 лет в школе. Может быть, где-то и есть лучше профессии, но для меня самая лучшая — это учитель, потому что выпускаешь одно поколение за другим, и меняешься вместе с ними, на месте не стоишь».

Директор хорошо помнит, как трансформировалась школа, проживая исторические времена и эпохи вместе со страной. Как после ввода в эксплуатацию детей насчитывалось около тысячи человек, а учителей почти 90 было.

«Я помню, у нас было по шесть восьмых классов, например: А, Б, В, Г, Д, Ж. Это большое количество детей. Потом цифра стала уменьшаться, в одно время доходило до семисот ребят, потом количество снова стало расти, — говорит Александр Иванович, — а сейчас начала наблюдаться тревожная ситуация с первыми классами, да и в кадровом вопросе. Раньше набиралось по четыре, по пять первых классов, второй год подряд набираем только два — это в пределах шестидесяти ребят. Количество учителей, соответственно, уменьшилось. Сегодня педагогический состав у нас насчитывает 49 человек. А общее количество работников 72 человека вместе с техническим персоналом.

Школа оборудована 38 современными кабинетами, у каждого учителя есть рабочее место с проектором и компьютером.

Вместе с этим мы на пороге большого кадрового вопроса. Не только мы, во всех сферах такая тенденция, а у нас учителей  не хватает. Причина, можно сказать, государственная. Почему учителя не идут в школу? Может быть, маленькая заработная плата смущает, может, сложнее стало учить детей? Ведь мы очень быстро шагнули в информатизацию — дети сегодня с первого класса владеют всеми навыками использования гаджетов и телефонов.

Что касается кадров, сегодня, допустим, учитель музыки у меня уходит, а человека-то заменить некем. Нет учителя математики, и самая «болезненная вакансия» на протяжении многих лет — это учитель английского языка. Их практически нет. Те студенты, которые заканчивают вузы, естественно, остаются в Барнауле и других городах ближе к столицам регионов.

Почти каждый год езжу в день открытых дверей на лингвистический факультет,  но по факту привлечь преподавателя иностранного языка не можем.

— А какая зарплата, если не секрет, у начинающего учителя?

— Я не буду лукавить — это МРОТ, естественно, без дополнительной нагрузки. Допустим, если учитель возьмет классное руководство, к зарплате добавляется еще 10 тысяч рублей. Если берет дополнительные часы, зарплата также повышается, но очень сложно работать, когда нагрузка более 36 часов, потому что только проверка тетрадей занимает огромное количество времени.

— С чем вы связываете уменьшение количества детей, с уменьшением  рождаемости?

—Думаю, да. Был поток тогда, когда государство стало платить за второго ребенка и за первого ребенка материнский капитал – тогда было значительное увеличение учащихся. Но вот если сегодня посчитать, количество детей, рожденных, допустим, в 2018 году, цифры пошли на спад.

Такая картина по всей стране наблюдается. Я в Барнауле разговаривал с директорами школ, у них то же самое. Раньше они по шесть, по восемь первых классов открывали, а сегодня по четыре, почти в два раза меньше. И в Барнауле существенно уменьшился поток детей, идущих в первый класс.

— С высоты огромного опыта работы, как вы оцениваете «качество» учащихся тогда, в советское время и сейчас? Как они воспринимают знания?

— Дети практически все готовы воспринимать, но как — вопрос другой. Те дети, которые хотят учиться, они и тогда учились и сейчас учатся. А те, кто не мотивирован, принимать новую информацию, они тогда ее не принимали и сейчас не принимают.

Сегодняшний социум, конечно, тоже на все это влияет. Некоторые дети считают, что они умные, разумные, могут пользоваться гаджетами, а это для них главное. Тем временем, к урокам не готовятся. Тенденция на повальное использование телефонов, по моему мнению, погубила ряд ребят. Почему? Потому что без гаджета, на экзамене ребенок теряется. Не потому что не знает, потому что ему трудно думать без телефона, телефон уже будто часть него самого. Это мое личное мнение, конечно.

— С прошлого года на уроках запрещено пользоваться телефонами. Как дети восприняли эту инициативу?

— Конечно, с боем. Сначала я для каждого класса покупал специальные коробочки, чтобы собирать телефоны. То есть ученик утром приходит, маме звонит, что пришел в школу и телефон кладет в эту коробочку. И знаете, кто больше возмущался? Родители, которые уверены, что ребенку просто необходим телефон. Однако запрет на уроках продолжает действовать, на перемене – пожалуйста.

— Есть положительные результаты от этого?

— Сегодня это дает шанс детям глубже подготовиться по той же литературе, изучать, прочитать произведение, а не так, что открыл интернет, краткий пересказ прочитал и доволен.  Увы, на экзаменах этой функцией не воспользоваться, придется включать собственные мозги.

— Как оцените нынешних педагогов, вы же за 40 лет с учителями не одного поколения сталкивались. Да и бытует мнение, что наше образование держится на педагогах старой закалки, которым не все равно ни на учебный процесс, ни на детей.

— Не буду отрицать, что сегодня те педагоги, которые имеют большой стаж, воспитаны по-другому, еще на социалистической системе, которую я считаю более уместной. Учителя старой закалки работают очень качественно, так скажем. Они переживают практически за каждого ребенка. А новое поколение учителей, наверное, по-другому смотрит на учащихся – они больше связаны с детьми. Те, кто недавно закончил институт или училище, они более молодежные, более современные, они ближе к детям. Гаджеты, компьютеры и так далее — это им ближе, это родное.

— Как часто молодая кровь пополняет ваш коллектив?

— Если сегодня брать молодых педагогов до 35 лет, то у нас в школе человек 14 таких. Они приходят практически ежегодно. В прошлом сентябре пришел один молодой историк, в январе еще один историк с уклоном на английский язык. Оба мужчины. Один выпускник нашей школы, закончил барнаульский педагогический институт – Илья Пушнин, про которого не так давно в вашем издании писали. Второй —  Вячеслав Колосов, закончил Новосибирский педуниверситет. Оба перспективные парни, очень грамотные в своём предмете. Я рад их появлению в наших рядах.

Также учителя начальных классов приходят каждый год.

—Чем вы лично гордитесь в своей работе?

— Я всегда горжусь своими учениками. Не скрою, каждый год выпускаем медалистов. 99% детей, закончивших у нас 11 классов, поступают в высшие учебные заведения. Многие из наших ребят участвуют в краевых конференциях. Главное, у нас всегда есть потенциал.

—  Что самое сложное в работе учителя?

— Самое сложное в работе учителя, скорее всего, это общение с родителями. С детьми учитель всегда найдет контакт, потому что он изучал в институте педагогику, детскую психологию, но когда некоторые взрослые начинают вмешиваться в учебный и воспитательный процессы — иногда это очень мешает.

— Как относитесь к трудовому воспитанию? Насколько мне известно, в школе была раньше своя теплица, дети сами выращивали овощи, в поля на картошку ездили.

— Сейчас трудовое обучение пытаются вернуть. Государство меняет свое отношение к трудовому воспитанию.

В свое время у нас был предмет, ОППТ назывался (общественно-полезный производительный труд). Мы работали с металлозаводом, у нас станки были. Работали с трикотажной фабрикой, все наши девчонки вязали. Потом все ушло, все исчезло. Надеемся, что-то подобное к нам вернется вскоре.

— Как относитесь к единой форме?

— Я всегда за это. У нас в школе есть кадетский класс, ребятишки ходят на занятия в военной форме. Это очень дисциплинирует не только тех детей, которые в этом классе, но и окружающих.

Сейчас единая форма для школьников еще в разработке, а пока у нас с первого по шестой класс единообразная форма одежды поддерживается, а с седьмого класса — светлый верх, темный низ.

 — Как насчет хулиганов?

— Есть у меня такие. Вот, списки уже на столе лежат – это те, кто летом на площадке у школы «баловался». Активные ребята, но это не значит, что плохие или глупые. Очень много случаев из моей практики, когда хулиганы вырастают и за ум берутся, почему-то много среди них потом предпринимателей.

Вообще, таким детям мы уделяем больше времени, чем обычным. Как говорится, директор должен знать отличников, и хулиганов, а тех, кто учится на 4 и 5, иногда и не знает, потому что с ними редко приходится встречаться.

— Есть какие-либо планы на модернизацию?

— В планах у нас есть ремонт двух спортивных залов по краевой инвестиционной программе. Уже есть смета, но пока нам на это деньги край не выделяет.

В этом году сделали небольшую баскетбольную  площадку  с современным покрытием на стадионе.

ТАТЬЯНА МИРОНОВА: «МОЯ ПРОФЕССИЯ – ЭТО ОТКЛИК БУДУЩЕГО»

Поговорив директором, не могли пройти мимо тех, кто рука об руку с ним организует весь учебный процесс и воспитательную работу.

В школьные годы слово «завуч» являлось вторым в градации страха после директора, ведь если тебя вызывают к завучу, ты натворил что-то невообразимое. И там, за завучевской дверью тебя точно по головке не погладят, а то и родителей вызовут. А вот в школе № 1 завучей любят и даже путешествуют вместе с ними по России.

Татьяна Миронова – из рода талантливых педагогов. Мама — учитель, отмеченный наградным значком «Почетный работник в сфере просвещения». Ее дедушку знают далеко за пределами города на Оби. Геннадий Яцков – основатель детского отделения греко-римской борьбы в нашем городе, почетный гражданин Камня-на-Оби. Геннадий Маркович 60 лет своей жизни отдал детям.

Все детство на праздниках и семейных вечерах маленькая Таня слушала, как мама и дедушка обсуждают свою работу. Видела, как маме порой тяжело приходилось, как она радовалась удачам учеников. И дедушка всегда рассказывал только с позитивом о своей работе, до сих пор рассказывает.

Так, выпускница школы № 1, спустя годы, вернулась в родные стены, преподавать географию. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе стала с 2019 года.

«Я могу сказать, что я люблю свою работу, хожу на нее с удовольствием, — уверена Татьяна Валерьевна, — хожу в школу с хорошим настроением.

Пришла в профессию спонтанно. Изначально не планировала связывать с этим  свою жизнь. Долгое время жила в Барнауле. По семейным обстоятельствам в 2010 году переехала в родной Камень-на-Оби. В момент переезда позвонил Александр Иванович и пригласил меня на освободившееся место учителя географии. Возможно, это судьба, возможно, стечение обстоятельств, но теперь я не жалею о своем решении. Считаю, что моя профессия — это одна из немногих профессий, которая имеет отклик в будущее».

Кстати, немного покопавшись в закромах памяти, наша собеседница призналась, что и ей самой приходилось хулиганить в школьных стенах. Закрывали кабинет изнутри стулом, чтобы учитель не смог войти, подкладывали кнопки на стул. Тут лукавить не стоит, всякое было.

«Вообще, самое лучшее качество, которое может описать учителя — это справедливость, — улыбается Татьяна Валерьева, — когда учитель может быть и добрым к ребенку, и справедливым, и объективным».

МАРГАРИТА ШИПУЛИНА: «ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ ОСТАЛИСЬ С НАМИ»

Закончила пединститут в 1986 году и по направлению оказалась в новой школе. Работать постоянно здесь не хотела, так как живет на Черемушках, но постепенно так полюбила работу и коллектив, что никакое расстояние для нее не помеха. В 1989 году молодого педагога уже назначили завучем.

— Нам по роду работы не только с приятными моментами сталкиваться приходится. К примеру, когда в неблагополучной семье дети ведут себя совершенно противоположно родителям, — говорит завуч, — была у нас семья одна – когда к ним приехали зимой органы опеки, увидели, что дом отапливается электроплитой. Условия для детей были нечеловеческие. При этом дети старались учиться хорошо. В итоге, их из семьи изъяли. Девочка старшеклассница на тот момент имела такую мотивацию, что пошла совершенно другим путем. Окончила техникум, создала семью и построила хорошую жизнь. Такие моменты в работе дорогого стоят и очень радуют.

Еще радуют молодые коллеги, которые постоянно пополняют наши ряды. Это замечательные люди. Очень интересные, ответственные люди. Причем, общаемся с ними не только по работе. Вместе участвуем в квиз играх, которые проводит Барнаул. Мы создали свою разновозрастную команду – четыре раза подряд занимаем второе место. Кроме молодых коллег, с нами играют два ученика. Они обладают такими знаниями, которых у нас нет. Сейчас наша цель – в сентябре занять первое место.

Хотелось бы, чтобы молодые педагоги и дальше остались с нами работать. Честно скажу, они сложно справлялись в первое время. Ученики старших классов воспринимали их, как сверстников, пытались выстроить панибратские отношения. От этого страдала дисциплина. Я являюсь наставником у Вячеслава Колосова, молодого историка. Сразу поняла, что он очень интересный учитель. Стала замечать полную тишину, проходя мимо кабинета во время уроков. Дети слушают с упоением и вниманием – настолько интересно он рассказывает. Такие, как он,-наше будущее.

ИРИНА ПОЖИДАНОВА: «МОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ГОДЫ»

«Я из педагогической династии. Мама всю жизнь отработала в школе, а бабушка начинала работать ещё после революции. Тётушка тоже работала до 70 лет педагогом. Сейчас сестра работает в Барнауле учителем и тоже является заместителем директора. Племянница закончила Краснодарское педагогическое училище. Это у нас, выходит, семейное, — говорит завуч Ирина Пожиданова, — в принципе, я с детства другой профессии для себя не представляла. Даже мои детские игры были всегда связаны со школой – я учила младших братьев.

Помню, что первый урок был волнительным, но мне сразу подставила плечо педагог, которая работала географом до меня. С Марией Ивановной Саранцевой мы храним отношения уже 36 лет. 1 сентября ей исполнился 91 год.

— Как вы относитесь к профессиональному выгоранию? Или, может быть, у кого-то это наступает, а у кого-то нет?

— Я думаю, что эмоциональное выгорание наступает у каждого человека, в любой профессии. И у меня в том числе, но здесь очень важно владеть своими эмоциями, своим настроением. А самое главное — любить свое дело, своих детей и свой результат, потому что эмоциональное выгорание возникает на фоне каких-то отрицательных, негативных моментов, которые накапливаются.

Наша работа ведь не дает сиюминутный результат. Даже когда хлеб замешиваешь, чтобы тесто поднялось, необходимо время. Я для себя сделала вывод, мой результат — это ученики во взрослой  жизни, когда они становятся самостоятельными людьми,  начинают мне писать: «Ирина Викторовна, я только понял, что все, что вы говорили, было не зря». Это и есть мой результат.

Мой результат — это когда они становятся профессионалами в моем предмете. К примеру, моя ученица, нынешний завуч, с которым вы уже беседовали — Миронова Татьяна Валерьевна. Я её учила с 5-го по 11-й класс. Елена Порваткина – также завуч нашей школы и тоже моя ученица. Нужно подождать годы, чтобы увидеть результат.

ЕЛЕНА ПОРВАТКИНА: «У МЕНЯ ХОРОШИЕ ДЕТИ, ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ»

«Как я пришла в профессию?, — вспоминает Елена Валерьевна, —  когда еще училась в школе, уже решила, кем буду. Правда, я любила точные науки, а стала учителем русского языка и литературы.

Что касается разговоров о том, что все мы были в свое время детьми и шалили – это не про меня. Я всегда была прилежной ученицей. Хотя, нет, обманула, один раз было такое, что мы не сошлись с классным руководителем, а я, будучи лидером, сама не пошла на урок, и весь класс подговорила, то есть мы прогуляли. Было такое, но потом конфликт разрешился.

С ребятами же больше всего интересных случаев случается в наших совместных поездках. Я очень люблю путешествовать, поэтому раз в месяц мы ездим в театры, в музеи, большие путешествия у нас происходят летом. Мы и в Горном Алтае были с детьми, и в Санкт-Петербурге.

Сейчас у меня четвертый выпуск, а со вторым выпуском я впервые попробовала пуститься в путешествие. Меня родители и дети совместно уговорили, а мне очень понравилось. Яркие воспоминания. Дети совершенно по-другому открываются.

У меня хорошие дети, хорошие родители. Мне еще не попадались такие, которые бы не поддерживали мои инициативы. Коллеги тоже замечательные. Может быть, мне не с чем сравнивать, но, честно, у меня и желания нет сравнивать. Я свою школу люблю. Родные стены ведь всегда помогают.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

 

 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ляпин А. И. стал четвёртым директором, (Селиванов С. Г. , Богачёв А. И., Апевалин И. М., Ляпин А. И. ) до него был Апевалин И. М., из спецшколы, он провёл линейку, посвященную началу учебного года и больше его не было. Не знаю почему. Кстати, Ляпин был избран директором нашей школы всеобщим голосованием коллектива. У меня были 6е классы: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. 8 параллелей! Из них два класса коррекции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here