Секрет дешёвого молока от эксперта каменского управления АПК Владимира Щукина

0
1273

Для конца прошлого года стали характерны нехарактерные потрясения на рынке сырого молока: вместо ожидаемого зимнего подъема закупочных цен аграрии увидели обвальный спад. Это нонсенс всех времён, который жёстко ударил по отрасли. Причина, впрочем, проще пареной репы — товарного молока оказалось больше, чем маслозаводы могут переработать в молочку, а народ — её съесть.

Это стало поводом для нового витка рассуждений по уже накатанной схеме — малые формы хозяйствования уже не вытащить, так пусть дальше расцветает крупняк! Формула государственного образца «меньше 500 голов дойных коров — ниже плинтуса рентабельности» тиражируется уже не первый год. Но есть и адепты малых хозяйств. Главное, решить действительно важное уравнение: если проседает рыночная цена сырого молока, нужно снизить затраты на его производство. Тогда и ферма на сотню голов сможет существовать и работать в плюс. Более того, с такими раскладами можно выйти на рынок готовой молочной продукции с гуманными ценниками.

Во время последнего интервью с экспертом каменского управления АПК Владимиром Щукиным, начальником отдела растениводства, довелось бегло ознакомиться с его авторской презентацией, которая как раз выводит уравнение, идущее поперёк действующей глобалистской доктрины. Настало время узнать, существует ли в природе дешевое, но качественное молоко. А если существует, почему его от нас старательно прячут?

Владимир Евгеньевич, ваша презентация на тему производства молока в малых КФХ идет в разрез со всеми современными догмами. Честно говоря, даже аграрные журналисты начали относиться со скепсисом к хозяйствам, где меньше 500 единиц дойного поголовья. Вы утверждаете, что с сотней голов тоже можно жить. Чую, что истина где-то рядом, но не могу понять, где именно.

— Да, подход к молочному животноводству сейчас глобальный, ориентированный на холдинги. Это общепринятое мнение, которое одновременно является одним из самых серьезных заблуждений современности. Я вам показывал свою презентацию, но, возможно, вы упустили её главную фишку — в КФХ на сто голов дойных коров можно добиться себестоимости одного литра товарного в районе 10-12 рублей. Сколько сегодня стоит произвести товарное молоко в среднем по Алтайскому краю? Думаю, не меньше 20 рублей за литр.

— Недавно разговаривал с несколькими фермерами, и могу подтвердить, что так и есть. Закупочные цены переработчиков рискуют скатиться до примерно 30 рублей, и все как один говорят, что это крайне близко к себестоимости, и что это буквально катастрофа для отрасли. Так что, вероятно, себестоимость варьируется в диапазоне 25-28 р/л. Вы же говорите, что она может быть вдвое меньше?

— Давайте по порядку. Начнем с того, что сто единиц дойного поголовья — это предел, ниже которого заниматься молочным животноводством не имеет смысла. То же самое в растениеводстве — если у вас меньше тысячи гектаров, даже не стоит браться. Но если есть сто голов, то можно наладить не только производство сырого молока, но и переработку в питьевое молоко на той же базе, то есть закрыть весь маршрут от коровы до прилавка. Сразу обмолвлюсь, что изложенная в презентации схема не предполагает вхождение в бизнес с нуля. В презентации рассмотрен вариант для крестьян, которые уже занимаются земледелием — наличие земли обеспечит сравнительно дешевой кормовой базой. В идеале арендовать или приобрести старый типовой коровник, сохранившийся со времен совхозов, которому нужная незначительная реставрация. Такие объекты в Каменском районе есть. Более того, типовые коровники изначально были построены по формуле необходимого минимума. Наверняка вы имеете представление об обустройстве стандартного типового коровника 21 на 80 метров. В нем же предлагается разместить цех по производству сырого молока в одном ряду с молокопроводом на сто дойных коров. Второй ряд — под содержание тридцати нетелей и родильное отделение. В другой половине коровника отводим 80 мест под мелкогрупповое содержание телят. Этого достаточно, потому что недельных бычков мы продаем и далее выращиваем только тёлочек. Тёлок в возрасте старше года переводим в холодный ангар, к нему же пристраиваем летник. По сути, это всё, что касается условий содержания.

Так, ладно, в реставрацию коровника уже нужны вложения. Что ваша презентация говорит о механизации производства?

— Всё так же по необходимому минимуму, используя отечественные кормораздатчик, транспортер для навозоудаления, доильное оборудования. Далее, ставим танк-охладитель, аппаратуру для мойки, систему фильтрации.

Камнем преткновения сегодня является кормовая база. Они занимают значительную долю в структуре себестоимости, и дефицит кормов, а также их дороговизна, ставит отрасль под нож — буквально. Как сэкономить здесь?

— Для нормального кормления этого поголовья необходимо полторы тысячи гектаров. Как мы их используем: сеем сто гектаров ржи на зерносенаж, желательно высокорослый сорт типа Вятки, который даёт до 200 центнеров зеленой массы с гектара. На сено сеем многолетку — эспарцет. С однолеткой под сено поступаем просто, но эффективно: у нас остается с учетом паров 1200 га под яровую пшеницу, и мы просто выбираем каждую посевную самые сорные участки общей площадью 300 га и засеваем их однолетними травами. Так мы вычищаем землю от сорняков без всякой химии, что существенно снижает себестоимость зерна.

На словах звучит просто…

— Это не просто изобретение из головы, с данной презентацией я обращался в два хозяйства Каменского района, где по предложенной мной схеме произвели расчеты с участием агрономов и бухгалтерии. Их результаты совпали с моими — себестоимость литра товарного молока составила 10-12 рублей за литр.

Его ещё нужно продать. Хотя, конечно, при такой себестоимости даже нынешние закупочные цены не выглядят такими уж страшными.

— Да, но мы говорим ещё и о переработке в питьевое молоко. Фильтрация, охлаждение и разлив в самую простую полиэтиленовую тару — с такими затратами мы выходим на рынок с готовым к употреблению молоком 3,6 жирности, без всякой ультрапастеризации, с итоговым ценником в районе 70 рублей. Это отличная конкурентная цена.

Но тут, пожалуй, начинается главная проблема — найти сеть дистрибуции. Вряд ли получится зайти в крупный ритейл.

— Да, конечно, в региональные и федеральные торговые сети вряд ли получится зайти с локальным продуктом небольших объемов. Но остаются местные торговые точки, для которых это слишком хорошее предложение, чтобы отказаться. Даже со своей добавленной стоимостью они получают прекрасный конкурентный продукт. Не забывайте, с такой себестоимостью сырья фермер стабильно работает в прибыль.

Вы говорили, что с нуля по подобной формуле хозяйство не построить. Почему бы не инвестировать в стройку, если есть стабильная окупаемость?

— Ну, во-первых, чтобы построить новый коровник, понадобится около 30 млн. рублей. Это инвестиционный кредит, который в итоге ляжет в себестоимость производимого молока — ведь платить нужно ежемесячно. Во-вторых, нужна земля, потому что без самообеспеченности кормами себестоимость сырого молока тоже заметно растёт. А земельный банк сегодня полностью разобран. Поэтому суть моей презентации заключается в том, чтобы показать путь развития хозяйствам малых форм собственности, в том числе КФХ. Это сегодня актуальная тема, так как на фоне снижения рентабельности растениеводства многие небольшие хозяйства оказались на грани финансовой несостоятельности. Сельхозорганизация смешанного типа деятельности имеет больше шансов выжить и даже развиваться, поскольку одна подотрасль всегда будет поддерживать другую.

Максим ПАНКОВ.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here