Третий уровень бюджетной системы РФ традиционно и повсеместно выкраивается с дефицитом — таковы реалии в условиях сильной зависимости местных бюджетов от первых двух финансовых этажей, федерального и регионального. В то же время эта характерная черта российской системы положительно зарекомендовала себя в первый же «коронавирусный» год. Если федеральный бюджет в 2020 году был закрыт с огромным дефицитом, то средние показатели доходов-расходов местных бюджетов страны сошлись почти один и в один. То есть, верхний уровень «пожертвовал» миллиарды через межбюджетные трансферты, обеспечивая городам и районам относительное спокойствие среди бурь.
Об окончательных итогах исполнения бюджета за 2021 год говорить пока преждевременно — подсчет может продлиться до февраля. Но предварительно оценить итоги прошедшего года и обозначить планы на будущий уже можно. Об этом интервью «Каменских известий» с Ириной Мамоновой, председателем комитета администрации Каменского района по финансам, налоговой и кредитной политике.
— Ирина Михайловна, на одной из последних сессий районного Собрания депутатов обсуждались внесения изменений в бюджет. С помощью перераспределений бюджетных средств были высвобождены порядка 14 миллионов рублей, которые направили на приобретение угля для МУП «Каменские теплосети». Такой вот штрих уходящего года, который вызвал довольно неоднозначную реакцию у депутатского корпуса. Расскажите, пожалуйста, подробнее, откуда взялись эти деньги?
— В ноябре прошедшего года в краевой бюджет были внесены изменения, согласно которым Каменскому району предназначалась субсидия на софинансирование части расходов по оплате труда работников муниципальных учреждений. При этом заработная плата со всеми начислениями была покрыта на сто процентов собственными доходами. Данная субсидия целевая, и она была направлена распорядителям непосредственно на покрытие части расходов на оплату труда. А собственные средства районного бюджета в итоге высвободились. Субсидия была предусмотрена в размере 17,2 млн рублей, а освободившиеся средства составили около 14 млн. Именно они были перераспределены на приобретение резервного запаса угля для МУП «Каменские теплосети».На сессии РСД мы вышли с данным предложением, и депутаты приняли положительное решение.
— Кажется, камнем преткновения был вопрос возврата или невозврата этих средств теплосетями в бюджет района. Это же был не безвозмездный акт передачи средств предприятию?
— Конечно, нет. Учредителем тепловых сетей является комитет по ЖКХ, строительству и архитектуре администрации Каменского района, и он курировал передачу средств на приобретение угля. То есть, ассигнования были доведены до комитета по ЖКХ, комитет провел торги, топливо было приобретено на угольных площадках. Соответственно, комитет заключил договор с теплоснабжающим предприятием о поставке этого угля в резервный запас с учетом возврата в бюджет затраченных денежных средств. Деньги, которые теплосети в последствии вернут, попадут в доходную часть бюджета, как раз на возмещение затрат на оплату труда муниципальным работникам.
— На последней сессии, буквально перед концом года, тоже вносились определенные изменения в бюджет. С чем это связано?
— В конце декабря нам была предоставлена краевая дотация, и мы сделали оценку доходного потенциала уже по данному факту. Необходимо было внести изменения в бюджет, чтобы не допустить перевыполнения плановых цифр. Также были предоставлены краевые средства в качестве субсидии на стабилизацию водоснабжения, на комплексный ремонт систем теплоснабжения. Поэтому необходимо было внести изменения в бюджет. Имелись неиспользованные бюджетные ассигнования, которые были доведены в начале года до главных распорядителей. Соответственно, необходимо было уменьшить расходную часть бюджета. Проще говоря, мы приводили исполнение бюджета в 2021 году к ста процентам.
— Расскажите в общих словах, что из себя представляет бюджет на 2022 год?
— Бюджет на текущий год принят в соответствии с прогнозируемыми доходами и первоначальным утвержденным краевым бюджетом, предусматривающим выделение средств в том числе для Каменского района. Если в общих чертах, то доход районного бюджета невысокий, все потребности «урезаны» до уровня 2021 года. А потребностей у главных распорядителей бюджета очень много. Надеемся, что в течение года выровняется ситуация в доходной части.
— И сколько это в цифрах?
— Доходная часть бюджета на 2022 год прогнозируется по району в размере 909,6 млн рублей, из них налоговые и неналоговые поступления, то есть собственные доходы, составят 286,8 млн рублей. Безвозмездные поступления — 622,8 млн рублей. По городу общий прогнозируемый объем доходной части составляет 153,5 млн рублей, из них собственные доходы — 72,3 млн рублей, и иные межбюджетные трансферты, получаемые из других уровней бюджетной системы — 81,3 млн рублей.
— Хорошо, а какова расходная часть бюджета?
— Прогнозируемые расходы в 2022 году по районному бюджету — 937,6 млн рублей. То есть дефицит составляет 28 миллионов рублей, что не противоречит Бюджетному кодексу РФ. Дефицит не должен превышать десять процентов от собственных доходов, и мы выполняем это условие. По городскому поселению общий объем расходов составляет 146,7 млн рублей. Здесь у нас профицит в размере 6,8 млн рублей. И этот профицит в дальнейшем планируется направить на дальнейшее снижение муниципального долга.
— Что это за долг?
— В свое время городу предоставлялись бюджетные кредиты. Это было давно, и с тех пор «тянется» муниципальный долг. Он погашается за счет источников финансирования, поэтому и бюджет предусматривается с профицитом.
— На что тратится большая часть средств бюджета?
— Если говорить о районном бюджете, то самая большая часть уходит на управление по образованию. Они основные получатели бюджетных ассигнований — 66,5 процента. Если анализировать бюджет городского поселения, то здесь львиная доля уходит на комитет по ЖКХ и составляет 60,4 процента. Траты комитета по ЖКХ как распорядителя во многом связаны с тем, что они являются учредителями МУП «Каменские теплосети». Если анализировать бюджет 2022 года, то в краевом бюджете предусмотрены субсидии на объединение котельных и капитальный ремонт тепловых сетей в размере 56 миллионов рублей. Эта сумма сначала поступит в доходную часть районного бюджета, а затем будет направлена в городской межбюджетным трансфертом.
— Вы говорили, что более шестисот миллионов рублей доходов бюджета, а это примерно две трети доходной части, представляют собой безвозмездные поступления. Речь о краевом финансировании?
— Да, разумеется. Бюджет у нас преимущественно дотационный. Когда мы говорим об безвозмездных поступлениях, мы имеем в виду средства краевого и федерального бюджетов: это субсидии и субвенции. В числе этих 600 миллионов — и субвенция на оплату труда работников образования и культуры, и субсидии на топливно-энергетические ресурсы. То есть, все возможные краевые и федеральные помощи.
— Но всё равно остается дефицит, и немаленький. Каким образом закрывается эта «брешь»?
— В течение года мы анализируем доходный потенциал по мере поступления различных дотаций. Также мы смотрим, есть ли неиспользованные ассигнования, и в этом случае уменьшаем расходную часть бюджета, снижая дефицит. Сейчас мы ориентируемся на прогнозы, а в течение года будем стремиться к уменьшению дефицита уже по факту. Хотя, как правило, мы все равно выходим по итогам года с дефицитом. И тут много влияющих факторов. Например, есть сельские советы, у которых доходная часть очень маленькая, и мы поддерживаем их, предоставляя межбюджетные трансферты.
— Кстати, раз уж начали говорить о селах, на одной из последних сессий имел место быть разговор о передаче части полномочий сельским советам. С чем это связано?
— Ежегодно администрация района заключает соглашения о передаче части полномочий сельским советам по ряду вопросов — например, по содержанию дорог местного значения. В 2021 году эти полномочия были переданы всем сельсоветам, кроме Корниловского — там их не приняли и осуществляли эту деятельность за счет районного бюджета. В этом году также планируется заключить соглашения о передаче части полномочий — это содержание дорог, памятников и некоторые другие социально значимые вопросы. И на все эти переданные полномочия в бюджете предусмотрены ассигнования. Необходимость заключается в том, что на местах лучше видно проблемы. Любой глава сельсовета — хозяин на своей территории, он знает, скажем, какие улицы нужно почистить от снега в первую очередь. Он владеет информацией более точной, чем мы на удаленном рабочем месте. Это намного эффективнее и рациональнее.
— На что вы ориентируетесь при составлении проекта бюджета?
— На Бюджетный кодекс Российской Федерации. При формировании бюджета главные распорядители предоставляют свои сметы. Конечно, доходная часть не позволяет удовлетворить полностью их запросы. Поэтому мы отдаем приоритет наиболее значимым вопросам — это заработная плата, коммунальные услуги для социально значимых учреждений и так далее. Также мы рассматриваем краевые адресные инвестиционные программы, стараемся в них войти, чтобы максимально привлечь софинансирование из краевого и федерального бюджетов. Учитываем, что в последние годы в Каменском районе часто практикуются проекты поддержки местных инициатив. Сельские советы очень активно в них участвуют, а с 2022 года сможет и город.
— На последней сессии вы назвали бюджет района социально ориентированным. Почему?
— Судите сами, 76,9 процента расходной части бюджета направлены на социальную сферу, а это образование, культура, социальная политика и прочее. В сумме это 749,2 млн рублей. Да, бюджет социально направленный, и это естественно для бюджетов всех уровней, поскольку социальные вопросы всегда в приоритете.
Максим ПАНКОВ.