13 января — День российской печати
Мы часто пишем материалы о представителях разных профессий. А сегодня как раз такой день, когда стоит написать о нас — людях, которые делают газету. Впрочем, напишем мы немного о другом.
Мы считаем, что печатные СМИ должны издаваться ровно до тех пор, пока они востребованы. Рано окончательно уходить в сеть, рано отправлять печатные станки на свалку — пока для немалой части население понятие «газета» прочно ассоциируется с бумагой. Между прочим, многие исследователи медиарынка полагают, что печатные СМИ могут пережить даже сайты, которые уступят место соцсетям.
Но это уже нюансы. Есть более важный момент, особенно когда дело касается местных СМИ, живущих в условиях маленького и замкнутого политического пространства. Речь о районках. Газета должна быть такой, чтобы о неё можно было порезаться — фигурально, само собой. Не забывая о простом человеческом, мы должны отстаивать право на мнение, оттачивая строки, как нож. Пусть это звучит несколько высокопарно, но такая ассоциация не появилась вдруг из ниоткуда, всё это — следствие череды событий, окружающих газету в течение последнего года.
Где-то звучала такая мысль: «Никто свободы вам не даст, не принесет на блюдечке». Подразумевается, что за неё надо бороться. Больше всего об этом знают английские бароны времен Великой хартии вольностей — своей кровью они её добивались, кровью их потомков она отстаивалась.
Современный стиль газеты «Каменские известия» — это наша своеобразная Магна Карта. Чтобы добиться свободы выражать своё мнение, редакция прошла долгий путь от утопающего в долгах издания до финансово независимого муниципального предприятия, а именно экономическая состоятельность дает возможность заказывать музыку.
У правды есть цена, и нам выкатили огромный счет. Уже пару лет наше издания мурыжат правоохранительные органы в поисках экономических преступлений, и вот редактору газеты предъявлено обвинение по уголовной статье. С позиции закона это два совершенно несвязанных события — серия публикаций, негативно отражающих работу полиции, и двухлетняя череда проверок разного рода. Здесь могла бы прозвучать коронная фраза полит. шоумена Киселёва, но мы не будем её цитировать. Факт остается фактом, конец 2022 года стал настоящим бедламом для газеты: допросы сотрудников, обыски, взлом бухгалтерии, снова проверки — и временное отстранение редактора Алексея Уфимцева от должности в связи со следствием.
При этом выпуск газеты ни разу не прервался, хотя угроза над последним ноябрьским номером однажды повисла. Сотрудники несколько дней приходили на работу в условиях ужасающей неопределенности, с тревогой глядя на опустевший после обыска кабинет редактора. Но приходили и делали свое дело — потому что мы это умеем и любим. Материалы собирались и печатались, полосы верстались, объявления принимались (даже когда посетители робели от заполонившей редакцию полиции).
Сегодня День печати, но материал о нем получается в грустных тонах. Наверное, это особенности времени, в котором живёт редакция, и специфика работы журналистов, где всегда есть место негативным моментам: жесткой цензуре, преследованиям, угрозам, давлению, судам. Убийствам.
Но есть во всем этом и нечто светлое — ситуация с опалой нашего издания показала, что есть в журналистском сообществе действительно чувство товарищества и братства. Конечно, кто-то умыл руки, как Пилат. А кто-то остается с нами, поддерживая добрым словом и деятельно.
А лучшее, что вы, читатели, можете сделать для нас — это продолжать нас читать. Ничто так не поддерживает в самые тяжелые рабочие дни, как звонки в редакцию: когда вы выражаете слова поддержки, просите держаться и выстоять. Когда говорите, что хотите читать нас и впредь. Заверяем вас — будете. Фамилии авторов, пишущих для вас сейчас со страниц газеты «Каменские известия», не исчезнут из медиапространства.
Максим ПАНКОВ.