Информация о выявленных нарушениях в Каменских теплосетях, где счет идет на миллионы взбудоражила Камень-на-Оби. И немудрено. На фоне благостных отчетов, где у нас все хорошо: куры несутся, коровы доятся, а солнце стабильно встает, справка Государственной финансовой инспекции о реальной ситуации на предприятии теплоснабжения перечеркивает, и позитивные доклады и потуги выдать хорошую мину при плохой игре.

Забегая вперед, скажем, что все перечисленные факты глава Каменского района Иван Панченко резюмировал фразой – не ошибается, кто ничего не делает. Соответствует ли его уверенность содержанию справки решать вам. Но многие, кто уже знаком с результатами проверки в один голос говорили – может лучше ничего и не делать, что бы таких «ошибок» не было. Кстати, эта крылатая фраза Панченко уже ушла, что называется, в народ. Теперь что не новость так ее вспоминают. Будь то руины на территории детского сада которые начали убирать только после получения фигурального «пенделя» сверху, или фееричный ремонт каменской спортшколы и многое другое.

Итак, Госфининспекция Алтайского края подвела итоги своей проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «Каменские теплосети» — одного из самых проблемных коммунальных предприятий Алтайского края. Был проанализирован период  2020-2022 годов, в том числе в части использования денег, выделяемых краевым бюджетом.

По результатам финансово — хозяйственной деятельности за 2020 год МУП «Каменские теплосети» получен убыток в сумме 100,5 млн. руб., за 2021 год — 109,9 млн. руб., за 2022 год — прибыль в сумме 8,9 млн. руб. (по предварительным данным бухгалтерского учета предприятия). Можем лишь предполагать, что показанная предварительная прибыль стала видна на бумаге как раз благодаря присутствию проверяющих. Но тогда возникает еще больше вопросов к предыдущим годам.

За этот период кредиторская задолженность предприятия увеличилась почти в 2,5 раза и достигла 753,8 млн. рублей, из которых 614,7 млн – просроченная. Большую часть этой суммы составляют долги перед поставщиками и подрядчиками в размере 478,2 млн рублей, включая неоплаченный перед регионом и администрацией района уголь – 439,5 млн рублей. При этом в 2022 году предприятие показало рекордный рост долгов на сумму 227,8 млн рублей. Дебиторка, в свою очередь, за три года увеличилась на 90,6 % — до 138,6 млн рублей. Из этой суммы около 98,7 млн рублей составляют долги населения за коммунальные услуги. Согласно данным бухгалтерского учета МУП «Каменские теплосети» за 2022 год в кассу предприятия было получено наличных денежных средств в общей сумме 183 095,5 тыс. руб.; расход средств составил в сумме 182 897,4 тыс. руб.

Основными направлениями расходования наличных денежных средств из кассы предприятия являлись: приобретение угля — 72 247,9 тыс. руб. (ООО Каменьмехсервис+, ООО ТК «КИТ» ООО ‹«Логистик-Мир», ООО «Кузбасстопливосбыт», ИП Шубин А.С.);

оплата услуг автомобильного транспорта — 10 433,1 тыс. руб. (ООО Каменьмехсервис+, ИП Алмосова О.В., Пенкин А.В., ООО «ДСУ»);

заработная плата работников — 19 126,5 тыс. руб.; приобретение ГСМ — 8 078,1 тыс. руб. (ООО «Дельта»); приобретение прочих материалов — 28 120,7 тыс. руб. (ООО «Прогресс, ООО «Сити Пласт», ООО «Стройбат»);  оплата прочих работ (услуг) (ремонт зданий административных зданий, работа спецтехники, котельных, лаборатории, услуги по оформлению (составлению) бухгалтерских подряда — 4956,3 тыс. руб. и юридических документов) по договорам (граждане Валов А.А., Устиновщик А.Ю., Гладышева С.В.); оплата работ по утеплению тепловых сетей — 5401,0 тыс. руб. (ООО «ТКС», ИП Клименко А.В.); платежи за пользование водными ресурсами — 1339,9 тыс. руб. (Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края);

приобретение хлора -— 1338,7 тыс. руб. (ООО «Барнаульский водоканал»); приобретение мебели — 1033,2 тыс. руб. (ООО «Сити Пласт», ИП Орлов А.А., ИП Задонских С.В.); монтаж системы видеонаблюдения — 844,8 тыс. руб. (ООО «Приобские сети») и др.

При этом в 2022 году из бюджета Алтайского края «Каменским теплосетям» предоставили субсидию в почти 93 млн рублей, которую должны были направить на капремонт сетей теплоснабжения котельных № 10 и 19, а также поставку котельного оборудования. Часть этих мероприятий были прописаны в плане по устранению нарушений, выявленных Ростехнадзором. Из упомянутой суммы МУП не освоило около 1,5 млн рублей, которые пришлось вернуть в краевую казну в начале 2023 года. Тем не менее, большую часть требований надзорного органа удалось выполнить. Предполагается, что на устранение оставшихся недостатков в 2023 году потребуется еще 24,5 млн рублей. В то же время некоторое приобретенное оборудование на сумму 18,6 млн рублей предприятие пока не использовало. И. о. директора Борис Борисов пояснил проверяющим, что технику поставили уже в ходе отопительного сезона, и для установки потребовалось бы остановить технологический процесс, а это не представлялось возможным. Интересно, что, судя по  фотографиям в отчете, котлы, теплообменники и дымососы всю зиму хранились на улице под снегом.

Присосались

      Также выяснилось, что в течение трех последних лет «Каменские теплосети» стали более зависимы от муниципального и краевого угольных резервов. Предприятие стало приобретать гораздо меньше топлива самостоятельно и больше брать взаймы. Так, в 2020 году МУП своими силами закупало две трети от всего объема, в 2021 году — уже половину, а в 2022 году — треть, остальные две трети угля было получено у района и региона в долг.

Согласно данным бухгалтерского учета Комитета по ЖКХ по состоянию на начало отопительного периода 2022 — 2023 годов (25.09.2022) муниципальным образованием Каменского района был сформирован муниципальный 45-суточный резервный запас угля в количестве 9736 тонн. Однако, по состоянию на 25.09.2022 запас угля в МУП «Каменские теплосети» составлял 2176 тонн (10 суток).

Таким образом, на начало отопительного периода 2022 — 2023 годов предприятием фактически не был сформирован 45-суточный запас угля.

В целях обеспечения МУП «Каменские теплосети» углем, в октябре — декабре 2022 года Комитетом по ЖКХ из муниципального резервного запаса угля предприятию был передан уголь в количестве 9736 тонн (в октябре — 2313 тонн, ноябре — 4000 тонн, декабре — 3423 тонны). Это к вопросу жителей города – где дороги, Зин!? Кстати, вместо дорог можно вставлять любые насущные городские и районные проблемы. Ведь получается огромная часть бюджетных средств вливается в одно муниципальное предприятие работающее, кстати, не в интересах всех жителей района и города, а лишь в интересах ограниченной части каменцев живущих в многоквартирных домах и пользующихся услугой централизованного теплоснабжения. Этот вопрос, уже давно витает в воздухе и даже робко звучал  среди депутатов, но в конкретную форму так и не был обличен – почему деньги общего бюджета уходят в одно муниципальное предприятие, а не тратятся, например, на ямочный ремонт? Оторви администрация этот МУП от бюджетной сиськи и за год можно залатать все городские ямы.

При всем этом собственные тендеры теплосетей в прошлом году проходили с нарушениями законодательства о закупках. Организация провела восемь неконкурентных процедур на поставку 4888 тонн топлива на сумму 19,8 млн рублей. Единственными поставщиками стали четыре ООО: «Каменьмехсервис+» (учредитель небезызвестный  Евгений Чернышов – председатель Каменского горсовета депутатов). «Сибстрой» (руководитель и учредитель Леонид Сартаков), ООО ТК «КИТ» (Татьяна Анисимова), «Кузбасстопливосбыт» (известный угольный бизнесмен Сергей Курдюмов),

В общей сложности в 2022 году МУП получило 55,9 тысяч тонн угля из разных источников. Согласно предварительной смете расходов, предприятие должно было потратить около 41,4 тысяч тонн стоимостью 112,7 млн рублей. Однако в бухгалтерской отчетности указано, что оно списало 51,2 тысяч тонн на сумму 176,2 млн рублей.  То есть, даже с учетом оптимизированных котельных и огромных инвестиций, перерасход угля от запланированного, составил почти 10 тысяч тонн! Разницу в рублях посчитать не трудно. Кроме того, было выявлено несоответствие реальных расходов теплосетей, которые оказались выше тех, что заложены в тарифе. Речь идет о выплаченных сверх запланированного зарплатах и страховых взносах. Не исключено, что такой перерасход может стать предметом антикоррупционного разбирательства. С учетом этого организация только за счет осуществления своей текущей деятельности потеряла 88,4 млн рублей, которые могли быть заложены в тариф.

По всей видимости, уверенность, что МУП  в трудную минуту всегда может рассчитывать на помощь районного и краевого бюджетов стало первопричиной и непонятных трат.  Оказалось, что предприятие пользовалось услугами частных лиц в рамках гражданско-правовых договоров. К примеру, несмотря на наличие штатных бухгалтеров, оно несколько раз нанимало стороннего специалиста, которая выполняла их работу. Согласно документам ей поручалось рассчитать потребность работников в канцелярских, хозяйственных и сопутствующих товарах и услугах, офисного оборудования. За это ей заплатили в общей сложности 54 тысячи рублей.  Получается, что целый штат бухгалтеров не мог высчитать сколько требуется канцелярии на всю контору? Таким же образом МУП нанимало юриста за 203 тысячи рублей. Хотя, опять же, в штате значилось трое своих, включая начальника юротдела. Еще 335 тысяч рублей потратили на составление экологической отчетности, хотя это входит в обязанности одной из имеющихся сотрудниц и получающей за это зарплату. Всего в 2021-2022 годах средства предприятия в общей сумме 613,1 тыс. руб. были использованы неэффективно — на оплату договоров гражданско-правового характера — (возмездного оказания услуг), предусматривающих выполнение работ (оказание услуг), входящих в должностные обязанности штатных работников предприятия (бухгалтеров, юристов, инженера (начальника отдела) по охране труда и природы). Что примечательно, страховые взносы на обязательное социальное страхование по договорам ГПХ с физлицами не уплачивались.

В еще одном подозрительном эпизоде оказался замешан комитет по ЖКХ Каменского района, который в 2021 году заключил с МУП контракт на снос шести аварийных домов адресам: ул. Кадыковой, д. 12, ул. Ленинградская, д. 90, ул. Ленинградская, д. 140, ул. Громова, д. 158, ул. Комсомольская, д.52, ул. Колесникова, д. 185 на общую сумму 10 тыс. руб., что существенно ниже рыночной (сметной) стоимости данных работ (срок выполнения работ — до 30.07.2021).  В комитете пояснили, что такая мизерная цена была установлена в связи с тем, что предприятию дали возможность использовать остатки стройматериалов для собственных нужд. При этом объем выполненных работ условиями договора определен не был; Акт приемки выполненных работ, сметная документация, подтверждающие объем и стоимость выполненных работ не составлялись (к проверке не представлены). В ходе проверки вяснилось, что из шести домов теплосети снесли лишь четыре. Более того, в бухгалтерии оприходовали только около 26,6 тысяч кирпичей, полученных от сноса одного из домов. Операции по поступлению (оприходованию) строительных материалов, полученных от разбора многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Ленинградская, д. 90, 140, ул. Комсомольская, д.52, ул. Колесникова, д. 185 не отражались. Другими словами, строительные материалы, куда то исчезли.

Крайне странная история отражена в еще одном эпизоде материалов проверки. Связано оно с наймом мужчины, который на тракторе должен был выполнить буртовку нескольких территорий, не принадлежащих организации, почти за 1,6 млн рублей. С ним было заключено 24 договора на указанные работы. Но при этом объем буртования и планировки территории (количество квадратных (кубических) метров) условиями договора (актами об оказании услуг) определен не был; сметная документация, подтверждающая стоимость не составлялась (к проверке не представлена). По итогу за «работы» (проверить которые не возможно) оплачено 1 278,9 тыс. руб. (страховые взносы на обязательное социальное страхование и НДФЛ предприятием уплачены не были. Интересно, бухгалтера в МУПе вообще не знают про данный вид обязательных платежей?) Как оказалось, что МУП взял на себя обязательства комитета по ЖКХ и мусорного регоператора.  Более того, выяснилось, что на имя этого нанятого человека тракторов в Алтайском крае не зарегистрировано.

Нахрена козе баян

Также выяснилось, что МУП с начала 2022 года арендует у администрации района нежилое помещение в Камне-на-Оби на улице Ленина, 16 за 14 714 рублей в месяц. По объяснению замдиректора организации Алексея Ягупова (в ЕГРЮЛ до сих пор числится директором), в этом здании организовали гостиницу для безвозмездного размещения работников иногородних подрядчиков.  Что немаловажно здание главного офиса на ул. Громова МУП «Каменские теплосети» также арендует, то есть оно не является их собственностью. Как отражено в бухгалтерии, в 2022 году здесь и в главном офисе провели ремонт, приобрели мебель и посуду на общую сумму 4,1 млн рублей. Здесь возникает масса вопросов. Самый основной – зачем? Что за вахтовики работают в теплосетях, что им понадобилась отдельная гостиница, да еще и с такими тратами на круглогодичную аренду, ремонт и оснащение? Подчеркнем, что согласно объяснениям жить постояльцы там должны бесплатно. При этом в городе есть огромная муниципальная гостиница, жалующаяся на нехватку постояльцев. Командировочные расходы были бы своевременным подспорьем для предприятия, которому администрация также должна помогать. Получается, здесь глава одним выстрелом убил двух зайцев, только в обратном смысле. Дав согласие Теплосетям взять в аренду помещение, потратить огромные деньги на ремонт он лично дает отмашку, по сути, на нецелевое расходование денежных средств, на которые можно было купить уголь и тем самым сэкономить эти деньги в бюджете района. Про то, что именно администрация вливает десятки миллионов в тепло сказано чуть выше. Второе – это лишить муниципальную гостиницу дохода, который ей могли бы принести командированные в Камень работники.

Как гласит вердикт проверяющих, цитируем: Таким образом, в 2022 году при наличии по состоянию на 01.01.2022 просроченной кредиторской  задолженности (за уголь в сумме 305,8 млн. руб., за электрическую энергию — 22,6 млн. руб., по налогам и сборам — 91,7 млн. руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование — 83,1 млн. руб. и др.) средства предприятия в общей сумме 4 149,4 тыс. руб., были использованы МУП «Каменские теплосети» на оплату работ по текущему ремонту и оснащению арендованных помещений, расположенных по адресу: Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Громова, д. 49 и ул. Ленина, д. 16.
Интересную арифметику можно увидеть и в анализе договоров по аренде грузового автотранспорта. МУП «Каменские теплосети» арендовало несколько Камазов у физического лица.  В результате, фактические расходы предприятия в расчете на 1 км (при полной загрузке транспортных средств} составили 1335 руб.  При этом, согласно условиям договоров на оказание услуг техникой, заключенных между МУП «Каменские теплосети» и ООО «Дорожно-строительное управление», стоимость работы аналогичных автомобилей составила 167 рублей в расчете на 1 километр. Разница, как говорится, налицо. Есть ли тут, чей то частный интерес, остается только догадываться

Также зафиксировано списание 418 литров дизельного топлива стоимостью 59,4 тысяч рублей на одной из котельных без указания цели. Как пояснил начальник подразделения МУП, его использовали для работы генераторной установки подрядчика  ООО «Теплоизоляционная компания Сибири», которое занималось теплоизоляцией теплотрасс. Оплата расходов на ГСМ в договоры с этим обществом не входила.

Политик двойных стандартов

     Еще один любопытный факт связан с главой Каменского района Иваном Панченко. Возможно, этот факт и объясняет, почему администрация закрывала глаза на происходящее в Теплосетях. В октябре 2021 года Иван Панченко получил технические условия на подключение к теплосетям здания магазина на улице Гагарина, 105 «А». В июне 2022 года на подключение этого строения списали материалов на 8300 рублей. Однако в бухгалтерии не отражено, что Панченко за это заплатил, и долга за ним не числится. Тогда же он передал это помещение в безвозмездное временное пользование ООО «Сильвер». Эта фирма принадлежит супруге главы. Договор на подключение с МУП заключила и ее фирма на 10 800 рублей, но услуга вновь оказалась не оплачена. Бумаги об обеспечении здания теплом подписали только в октябре 2022 года, то есть спустя более четырех месяцев с момента заключения первоначального договора. С июля до декабря прошлого года в отчетах не было операций об оплате услуг теплоснабжения. В ходе проверки в документах отразили оплату 52 200 тысяч рублей за период с октября по декабрь. Из-за этой истории в доход предприятия не поступило в общей сложности 63 тысячи рублей.

Написал ли по этому поводу заявление в правоохранительные органы сам Иван Панченко пока неизвестно. Хотя, нет причин этого не делать. Ущерб муниципальному предприятию нанесен, виновное лицо определено. Опыт написания у главы есть. Правда и двойные стандарты тоже присутствуют.

Как мы и говорили выше, общие итоги проверки глава района воспринял весьма легкомысленно. По его мнению, это замечания рабочего характера, за которые вполне хватит дать рекомендации по работе персоналу. (Рекомендации?!) Не ошибается тот, кто ничего не делает», — сказал Иван Панченко одному из краевых информагенств. — А сделать – как он заверил собравшихся на одном из недавних совещаний, — нам предстоит еще много…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

4 КОММЕНТАРИИ

    • Руководитель это тот — кто «руками водит»…этот же явно не просто водит, а ‘разводит»))

  1. Как можно закупать мебель и делать,, евроремонт,, в зданиях , где теплосетям не принадлежат даже собственные авторучки ? Где ВСЁ ДАВНО принадлежит конкурсному управляющему ?? И, где нет даже перспектив покупки теплосетями , в принципе, этого здания или его отдельных помещений ? Несложно проследить ,, взаимовыгодность,, таких решений . Одни получили откаты от работ, материалов и услуг, а другой , обновлённый и привлекательный при продаже (конкурсный управляющий) объект . С новым ремонтом и мебелью, объект с торгов уйдёт быстрее и дороже . Что при этом получили каменцы остаётся догадываться….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here