Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий широко известен в медицинских кругах. Он является автором трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, которыми пользовалось не одно поколение будущих врачей, обучающихся в вузах.
Частичка его мощей прибыла в Камень-на-Оби 6 января.
Прикоснуться к святыне сможет каждый желающий с 6 по 21 января, посетив Богоявленский монастырь. Его двери будут открыты с 10.00 до 18.30. А мы уже писали, что в стенах монастыря впервые после разрухи уже состоялась первая «зимняя» служба, так как восстановлено отопление. Здесь же ежедневно в 12:00 будут совершаться молебны святителю Луке Крымскому.
Родился он в 1877 году в Керчи, упокоился в 1961 году в Симферополе. И дело даже не в том, что сохранились свидетельства, документы. Святителю выпало жить в один из самых трагичных периодов нашей истории, и он прожил его вместе со страной и народом. Русско-японская война, революция, провинциальная нищета и голод, смерть любимой жены, оставившей на руках безутешного вдовца четверых детишек, аресты, в общей сложности 11 лет тюрем и ссылок, снова война… Этого бы с лихвой хватило на несколько судеб! Больной, физически подорванный тяжелейшими условиями ссылок, пытками — чего стоит 13-дневный непрерывный допрос «конвейером», когда пытающие сменяются, чтобы отдохнуть, а тебе не дают спать!.. Святой не просто выжил. Пройдя весь ужас, он не сошел с ума, не возненавидел все и вся, не сломался. Сам переломил систему. Написанный в тюрьме труд «Очерки гнойной хирургии» не только стал настольной книгой для хирургов нескольких поколений, он получил высшее признание государства — Сталинскую премию.
Но откуда такая силища у физически немощного? Где взять такую? Этот вопрос не может не возникнуть, даже если ты только вскользь пролистал биографию святого. «Страстная любовь к хирургии», в которой Войно-Ясенецкий признавался не раз? А может его «всегдашнее стремление служить бедным и страдающим людям»? Тоже не пустые слова. Лука Войно-Ясенецкий так и жил — в служении другим. И неважно, были ли это больные крестьяне из курского Фатежа, ссыльные Енисейска, заключенные тюрем, раненые советской армии или жена оперуполномоченного, сами оперуполномоченные, да даже лагерные надзиратели — чем не люди? И в 67 лет святитель работал: правда уже не по 16 часов, по восемь-девять, но все равно, ежедневно делая операции: четыре, пять. Прекратил оперировать только в 68 — ослеп. Но почти до самой кончины ставил точнейшие диагнозы, консультировал. Кстати, за многочисленными достижениями в области хирургии остался незамеченным тот факт, что именно профессор Войно-Ясенецкий еще в начале 1924 года провел первую в России успешную операцию по пересадке почки теленка больному человеку.
Но, конечно, не только для того, чтобы почтить память стойкого исповедника веры и врача божьей милостью собираются тысячи людей к его мощам. К святому идут за чудом. Чудом исцеления. А как же, был врач, целитель. И есть? И тут важный момент. Церковь всегда крайне критично проверяет рассказы о чудесах, учит «трезвенно» относиться к происходящему вокруг святынь, окорачивает экзальтированных. Достаточно сказать, что канонизация, то есть официальное признание святости, никогда не происходит сразу после смерти кандидата, должно пройти время, накопиться опыт. Святитель Лука, к примеру, несмотря на народное почитание, возникшее еще при жизни, был канонизирован только в 2000 году, через 39 лет после ухода. Самому акту канонизации предшествует тщательное рассмотрение документов, решение принимается только на основе фактов, имеющих подтверждение. В комиссии по канонизации помимо историков и богословов входят ученые. И то, что сегодня медики ценят Луку Войно-Ясенецкого не только как виртуозного хирурга, исследователя, совершившего прорыв, фантастически точного диагноста, но и признают случаи помощи святого, переходящие грань рационального, свидетельствует о многом. Общество православных врачей России, в которое входят звезды нашей медицины, так же как и Общество хирургов Греции, носит не просто имя великого врача, нет, они оба названы в честь святого. Кстати, в маленькой Греции более 40 храмов посвящено нашему Луке, а митрополит Арголидский Нектарий одним из первых собрал целый том сообщений о помощи, полученной по молитвам к святому, выдержки из этого труда опубликовал портал «Православие.Ru». Значительное место в книге занимают свидетельства медиков и ученых, причем происходили эти чудесные исцеления по молитве нашему святому не только с православными верующими.
А вот сухое свидетельство аббата Жоржа Бернэ из Монтескью (Франция): «Я — католический священник, мне 81 год. Вследствие несчастного случая получил серьезный перелом верблюжьей впадины сустава левой голени. Спустя несколько дней знакомая прислала мне книгу «Автобиография Преосвященного Луки, архиепископа Симферопольского». Я много молился этому святому архиепископу-хирургу и быстро поправился, очень благодарен святителю Луке и обращаюсь к нему ежедневно».
Есть аксиома: Бог уважает наше право выбора, Он сам нам его даровал. Поэтому-то Бог никогда не навязывает человеку чуда, предоставляя скептику возможность найти какие-нибудь рациональные объяснения произошедшему. Чаще всего в таких случаях все списывают на совпадения. Но, как сказал еще один русский епископ, старец и наш современник, Василий Родзянко, «когда я перестаю молиться Богу, совпадения отчего-то прекращаются». Чудеса творит Бог, святые — наши посредники, наши ходатаи перед его лицом. К святым мы обращаемся с криком: «Я мал и грешен, а ты велик и свят! Сумел стать святым! Я тону и барахтаюсь здесь! А ты давно уже с ним, рядом! Я гибну! Заступись за меня! Тебя он услышит!» Мы кричим о помощи, мы молим, а дальше работает принцип, известный тысячелетиями: «По вере вашей да будет вам».