Сорок пять лет добросовестно и ударно трудился на благо Родины житель села Новоярки Каменского района, целинник, шофер-орденоносец Михаил Петрович Толкачёв. И всю жизнь он пел – и за баранкой, и на сцене.
Ровесник края
Михаил Толкачёв родился 14 октября 1937 года. Несмотря на солидный возраст, он хорошо помнит свое полуголодное и полураздетое детство. Шестерых ребятишек мать поднимала одна, отец погиб в 1942 году под Ленинградом. Миша и его двойневый братишка – последыши, старше только сестры. Даже донашивать одежду пацану было не за кем. Поэтому в школу Миша пошел только в девять лет, когда немного дорос до старого отцовского пиджака. Шесть классов окончил и бросил – стыдно было в ремках на занятиях появляться.
– Матушка моя со Смоленщины, отец с Украины, их подростками в Новоярки привезли, когда в Сибирь на вольные земли стали перебираться семьями, – рассказывает Михаил Петрович. – Росли по соседству, поженились рано, детей нарожали. После пяти дочерей сыновьям-близнецам отец очень радовался. И безутешно горевал, когда мой братик от болезни в два годика помер. Везде меня с собой брал, ремесло свое показывал. А был он на все руки мастер – первоклассный столяр, сапожник, на мельнице сельской все оборудование на нем было. Его и на фронт не сразу отпустили, в январе 1942 года, а в мае мы на него похоронку получили.
Со школьной скамьи парень сразу пошел в колхоз. Тогда в Новоярках было четыре хозяйства, Михаила в 1953 году приняли в «Красный Восток». Первым транспортом, которым довелось управлять будущему шоферу, был гужевой. На лошадях возил разные грузы, в посевную и уборочную – на подвозе и вывозе зерна. Рассказывает, как учился править лошаденкой, чтобы под шнек комбайна телегу на ходу подводить, как женщины из бункеров комбайнов насыпали в мешки зерно и закидывали на конные подводы. Зимой сено вывозил с заливных обских лугов на санях, работал, где придется.
– Застал времена, когда и пахали на лошадях. Потом уж технический прогресс пошел – колесные и гусеничные трактора появились, комбайны от прицепных до самоходных, – вспоминает мой собеседник. – Когда целину начали поднимать, техники в Попереченской МТС добавилось. Железной дороги до Камня тогда еще не было. Комбайны с Саратова везли до Леньков на платформах, а потом волоком к нам. Я прицепщиком работал, иногда трактористов подменял, два года до ухода в армию в 1956 году земли залежные распахивал и засевал.
Медаль под рапорт
Свой труд в целинные годы колхозники каким-то особым подвигом не считали. А вот урожаи тех лет запомнили: 19 центнеров с гектара да с вдвое возросших площадей. Невиданное доселе море зерна! Ссыпали на стадион, на площадках прямо на пашнях, потом на хлебоприемные пункты вывозили.
Целинную медаль Михаил Толкачёв получил в армии. Служил он в Венгрии, в общевойсковой мотопехоте рядовым автоматчиком. В один памятный день 1957 года вызвали его в штаб батальона и приказали к вечеру быть с иголочки и готовым к рапорту. И вот часть построена, играет оркестр, ефрейтор Толкачёв, чеканя шаг, подходит к командиру и рапортует. А тот в ответ зачитывает указ Президиума Верховного Совета СССР: «Михаил Толкачёв награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель» и вручает награду. Такое не забудешь.
Именно в армии Михаил Петрович увлекся машинами. Демобилизовался в октябре 1959 года и сразу попросился в автошколу – она тогда была прямо в селе. Группа уже была набрана, занималась, но его приняли. Первого апреля молодой шофер получил права и первый автомобиль в колхозе «Россия» – «бочку», пожарную и ассенизаторскую одновременно.
Вскоре пришлось пересесть на легковые машины, возил на «Москвиче-407» секретаря парткома, потом председателя колхоза на ГАЗ-69. А тянуло на грузовики. В 1965 году ему доверили «старичка» ГАЗ-51, на котором он трудился целую пятилетку и орден Трудового Красного Знамени в 1971 году заработал.
Трудовая «копейка»
В 1972 году орденоносец наконец-то дослужился до новой машины – современного ГАЗ-53. После выхода на пенсию в 1998 году Михаил Петрович забрал из колхоза своего верного железного друга, который еще какое-то время служил доброму хозяину верой и правдой. Позже пенсионер пересел на «Ниву».
Но была в жизни колхозника еще одна, наверное, самая памятная машина. В 1972 году в Каменском районе собрали рекордный урожай. За самоотверженный труд Михаила Толкачёва премировали правом вне очереди купить легковой автомобиль. Средств в семье было только на «Москвич». Но первый секретарь горкома партии, Герой Социалистического Труда Евгений Парфёнов распорядился выделить Толкачёву современную ВАЗ-2101 «Жигули». Селянин расстроился – нет у него таких денег. Но когда приехал в райпо и увидел в гараже новенькую вишневую ласточку, сердце водителя дрогнуло – выкупил «копеечку» и ездил на ней потом 32 года.
На его пиджаке рядом с целинными наградами и орденом красуются Почётные знаки ударника 9-й и 10-й пятилеток, медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Музыкальный дар
А еще на парадном кителе шофера есть награды за талант. Точнее, за успехи во всероссийских смотрах самодеятельного художественного творчества. Новоярковский хор, мужские трио, дуэты и солисты – гордость Каменского района.
Был в жизни Толкачёва еще один интересный случай, связанный с Евгением Парфёновым. Однажды Евгений Ерофеевич был приглашен с отчетом на краевое телевидение. Его выступление сопровождалось заставками с выступлениями лучших каменских артистов. Среди них был знаменитый новоярковский дуэт Ивана Ковешникова и Михаила Толкачёва, который под аккомпанемент баяниста Ивана Веселкова исполнял «Алёнушку». В селе тогда телевизоры были не у всех. По домам, где они были, смотреть ту передачу рассредоточилась почти вся деревня.
– Голос и слух у меня врожденные, – рассказывает Михаил Петрович. – Матушка моя замечательно пела, сестры тоже, и мне этот дар достался. Я любую музыку, любую песню на слух запоминаю. Еще до армии в сельском клубе петь начал и соло, и в хоре, в дуэтах и трио. Не петь я не мог. За баранкой пел. Приезжал с работы, умывался и в клуб на репетиции бежал. Почти шестьдесят лет на сцене, недавно только бросил – голос сел, осип.
Музыка и автомобили и в личной жизни нашего героя сыграли ведущую партию. Когда в село в 1958 году приехала по распределению после окончания барнаульского медучилища молоденькая фельдшер Раида Жаркова (все звали ее Раей), Михаил приходил в отпуск из армии. Переглянулись, на том, казалось, и все. Но судьба готовила им другую встречу.
– Мы с медсестрой прививки ставить в поселок Курский на гужевой повозке поехали, – рассказывает Раида Васильевна. – Стали обратно собираться, а у нас конь выпрягся. Смотрим, наш новоярковский водитель у машины стоит, начальство привез. Я подошла, попросила помочь с упряжью. А вечером в клубе Миша меня на танец пригласил. И пропали оба. Два года встречались, в 1960 году 7 ноября свадьбу сыграли. В следующем году 65 лет будет, как живем душа в душу.
Союз Толкачёвых, действительно, с годами стал железным. Аккуратистка, интеллигентная и скромная, прекрасная хозяйка, трудяга, честный и добрый муж, рачительный хозяин. Вместе строили свои жилища, воспитывали трех сыновей, держали подворье. И сегодня делят пополам радость и горе.
Но они не унывают, от мира не прячутся. Очень радушные и гостеприимные, общительные и теплые. Хочется обнять их. И слушать, слушать их рассказы о непростой, но по-своему счастливой и полной событий жизни.
Источник Алтайская правда