Учитель химии из каменской школы № 1 Светлана Сульженко отдала школе больше 30 лет

0
3772

День учителя — это не просто профессиональный праздник, это дань уважения к благороднейшей из профессий и возможность выразить благодарность учителям за их нелегкий труд.

Учитель химии средней общеобразовательной школы № 1 Светлана Сульженко — педагог с более чем тридцатилетним стажем. Интересно, что она сама является выпускницей школы № 1 и вернулась в родные пенаты после университета совершенно случайно, придя на временную замену учителю химии. А временное, как это часто бывает, оказалось постоянным. Даже в кризисные 90-е, когда педагоги месяцами не получали ни копейки, она оставалась верной своей профессии. И никогда не приносила тяжелые подчас эмоции в класс.

А опыт Светланы Васильевны несомненен, как и вклад в образование подрастающего поколения.  На протяжении многих лет она показывает высокие результаты в профессиональной деятельности, а что может лучше судить о талантах учителя, чем успехи учеников? Ребята, которые учатся премудростям химии (крайне сложного предмета) у Светланы Сульженко, как правило, набирают высокие баллы на экзаменах, а это открывает им широкую дорогу в вузы страны.

Кстати, три года назад педагог приняла участие во Всероссийской профессиональной олимпиаде учителей естественных наук «ДНК науки», финал которой проходил в Москве, а ранее одержала победу на региональном этапе. Тем самым она подтвердила не только педагогические таланты, но и собственный высокий уровень в преподаваемой науке.

— Мне тогда предстояла аттестация на высшую категорию, которую я в итоге успешно прошла, — рассказывает Светлана Васильевна. — Конечно, участие в олимпиаде стало для меня большим плюсом. Первый тур проходил в режиме онлайн, и я была уверена, что все сделала правильно. И было приятно увидеть себя в числе призеров. Кроме того, победа в первом туре давала мне допуск на краевой этап, который проходил уже в очной форме в Барнауле. Кстати, оказалось, что я и еще один педагог набрали одинаковое количество баллов. Нам дали дополнительное испытание: придумать химическую задачу с экологическим уклоном. Но не просто составить задачу, а ещё представить решение и прописать развитие всех универсальных учебных действий.

Светлана Сульженко тогда составила задание для восьмого класса по оксидам, которые используются в строительстве. Получила почти максимальное число баллов и вышла в финал, заслужив право представлять наш регион на всероссийской олимпиаде.

Итак, выпускницу школы № 1 привел обратно, теперь уже за учительскую кафедру, непростой путь.

— Я закончила восемь классов, — вспоминает собеседница. — Училась ещё в старой первой школе. Старожилы наверняка помнят эти два деревянных здания на улице Сибирской. Потом окончила училище и поступила в Алтайский государственный университет на биологический факультет.

Именно биология с детства была глубоким и неподдельным интересом Светланы. Вспоминая о первых увлечениях, она не скрывает теплую улыбку ностальгии.

— Мне очень нравилась биология в школе, а с 4 по 8 класс я дополнительно занималась на станции юннатов, — рассказывает педагог. — Поэтому после школы я поступила в училище СПТУ № 81, и по первому, средне-профессиональному образования я мастер цветовод-декоратор. Учеба мне давалась легко, я окончила училище с красным дипломом, и в университет на биофак поступила с одним экзаменом.

Учителем химии Светлана Сульженко становиться не планировала, да и сам предмет в школьные годы не относился к категории самых любимых. Но такова судьба. Се ля ви, как говорят французы.

— После университета я вернулась в Камень и буквально пошла по школам в поисках работы, — продолжает собеседница. — Вакансий биолога нигде не было. Пришла в родную школу, и мне говорят: есть должность учителя химии на время декретного отпуска преподавателя. Я согласилась, полагая, что это временно. Секретарь, принимавший мои документы, тогда сказала: «Ничто не бывает так постоянно как временно».

Избитая поговорка оказалась пророческой. Уже 32 года Светлана Сульженко готовит поколение младое, попутно выпуская в мир плеяду будущих талантливых химиков.

История, даже не общая, а частная, к сослагательному наклонению относится скептически. Что было бы, если бы… Это рассуждения недовольных. Педагог же не рефлексирует о несбывшихся планах, за годы работы полюбив химию как часть огромного блока естественных наук.

— В школе, училище, университете в мечтах я видела себя работником научно-исследовательского института имени Лисавенко, — признается Светлана Васильевна. — Но теперь я не вижу себя в другой роли, кроме как учитель в школе.

Воодушевление профессией не погасил в душе педагога даже тяжелый кризис конца 90-х, период, когда учителя и врачи, пожалуй, сильнее всех ощутили острую социальную несправедливость и неблагодарность в важнейшим из профессий. Приходилось жить на грани выживания, но каждый день идти на занятия, не выдавая детям своего пасмурного настроения.

— Мы выжили и остались на плаву, — говорит педагог. — И даже мыслей не было уйти из школы и искать другую работу. Честно говоря, другой работы тогда и не было в городе, но я в принципе не ставила перед собой такую задачу. Наверное, и смогла бы освоить новую профессию, реализовать себя в каком-то другом деле… Но мы все просто приходили на работу и делали своё дело, даже когда было очень трудно, когда по семь месяцев кряду не давали зарплату.

Дисциплина — краеугольный камень в школе, считает собеседница «КИ». Поэтому в классе она строго следить за соблюдением установленных правил. Но и не забывает о гибком подходе.

— Без дисциплины толка от уроков не будет, — уверена Светлана Сульженко. — Конечно, дети есть дети, ребятам помладше просто бывает трудно просидеть 40 минут как роботы. Где-то и мы поулыбаемся, где-то и посмеемся, где-то отвлечемся на другую тему. Но урок есть урок. Передохнули — и двигаемся дальше.

А в детях педагог всячески поддерживает интерес к предмету, который в теоретической части может казаться талмудом. Для этого она придумывает различные практические задания, которые можно выполнить дома из подручных средств. Так не особо заинтересованные в химии ребята волей-неволей окунаются в почти настоящую научную деятельность.

— Недавно в девятых классах проходила тема — скорость химической реакции, — делится опытом Светлана Васильевна. — И я дала задание — определить дома разницу в скорости реакции перекиси водорода с вареным и сырым картофелем. Дети снимали опыты на видео, приносили мне и делились своими наблюдениями. Даже слабенькие в химии дети с удовольствием делились виде в своем чате, а потом получали на моем уроки четверки и даже пятерки. А это уже опыт гордится, рассказывая родителям об оценке за урок.

Быть педагогом по специализированным предметам — это одновременно являться и учителем, и в некотором смысле ученым. А здесь никак без саморазвития.

— Нам нельзя обойтись без постоянной работы над собой в области профильного предмета, — говорит педагог. — Наука не стоит на месте, а кроме того, изменяются подходы к обучению. Мы — учителя, но при этом сами учимся всю жизнь. На прошлой неделе, например, мы слушали курс лекций, как правильно вести научно-исследовательскую работу с детьми.

В преддверии профессионального праздника Светлана Сульженко пожелала коллегам не разочаровываться в своей профессии:

— Труд педагога — не из простых. Но те, кто попал в учительскую среду и пробыл в ней как минимум три года, наверняка останется в профессии навсегда.

Максим ПАНКОВ. Фото автора.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here