
Так сложилось, что я уже не один год слежу за развитием журналистов из Камня-на-Оби. Сначала они сделали известным на весь край районную газету «Каменские известия», затем создали «Каменские новости». Не говорю о наградах, краевого и всероссийского уровней. Именно эти люди помогли мне понять, что не место красит человека, а человек место – добиться успеха даже всероссийского масштаба можно, работая в глубинке. Главное, любить то, что ты делаешь.
Я с восхищением смотрела, как каменские журналисты преодолевают трудности, идут вперед, не останавливаются. При этом читать их всегда интересно – какие прекрасные очерки о людях, какие острые проблемы они описывают.
Наверное, эти наблюдения вдохновили меня на выбор профессии – глядя на них, я решила идти учится на журфак. И свою первую практику я хочу проходить среди этого удивительного коллектива. Так что, возможно скоро и мои материалы появятся на страницах печатной газеты, и на сайте «Каменских новостей».
В университете, где я обучаюсь, нам, будущим журналистам, дали задание — взять интервью у наших коллег, но уже состоявшихся в профессии и искренне любящих её. Моим собеседником стала Юлия Рассказова, редактор информационного агентства «Каменские новости», собственный корреспондент ГТРК Россия 1 «Вести-Алтай», корреспондент газеты «Каменские известия».
— Расскажите, как вы пришли в журналистику, и что вдохновило вас выбрать эту профессию?
— Никогда в жизни я не думала, что журналистика станет моей жизнью. Все началось с переезда из Иркутска в небольшой городок под названием Камень-на-Оби, который расположен в Алтайском крае. Позже, анализируя, у меня сложилось ощущение, что сама судьба привела меня в профессию.
До переезда я не интересовалась печатной прессой от слова совсем. Вся публицистика, которую пробовала читать до этого, казалось мне нудной, тяжелой и неинтересной. Социальные сети и мессенджеры в то время были в зачаточном состоянии. Основным источником оперативной информации было телевидение, к которому интереса у меня тоже не было.
Я хорошо помню, как впервые в руки ко мне попало каменское издание – «Независимая газета». Это была оппозиционное местной власти СМИ. Желания читать ее не было, но так как город для меня был новый, я решила посмотреть, чем дышит населенный пункт.
Первый материал приковал мое внимание настолько, что я не смогла оторваться. Я не помню, какие именно политические баталии он описывал. Меня подкупил легкий, интересный язык, необычная манера изложения с долей юмора. Из каждой строки сочилась жизнь, без канцеляризма и официоза. Простым языком описывались сложные политические процессы. С того момента я стала ждать каждого следующего выпуска.
Так сложилось, что автор этих материалов – редактор, с которым я работаю больше десятилетия. Именно с его публикаций у меня появился интерес к журналистике.
Через какое-то время меня позвали работать в «Независимую» техническим работником. После я попала в муниципальную газету «Каменские известия» на должность менеджера по рекламе.
— Какие ключевые моменты в вашей карьере стали переломными?
— Ключевым моментом в карьере стала цифровизация – появление сайта газеты. Корреспонденты на тот момент изданию не требовались, но сайт развязал мне руки – с информационной повесткой мы стали работать буквально 24/7, выезжая на происшествия в любое время суток. С небольших информаций сформировался навык написания больших текстов, читаемых заголовков, а наш сайт стал одним из самых цитируемых в регионе.
Ключевая привлекательность журналистики заключается в том, что ты не кабинетный работник. Сегодня ты едешь к фермеру, который спас от развала все колхозы в округе, завтра ты с коммунальщиками на устранении серьезной аварии, которая оставила целый микрорайон без тепла в -30, послезавтра встречаешься с новосибирцем, который бросил городскую жизнь, поселился в маленьком селе, построил собственную насосную станцию и занялся садоводством чуть ли не в промышленных масштабах. Это очень интересно!
Также очень важный момент – работа в президентском движении Народный фронт. Составить пост в соцсети на 1000 знаков на основе многолетней бюрократической переписки и целой жизненной истории, смонтировать к нему видео – сначала задача казалась сложной, позже научилась это делать за считанные минуты. Работа в НФ стала переломным моментом сознания, который позволил стать мультимедийным специалистом.
— Какие вызовы и трудности вам приходилось преодолевать, работая журналистом?
— Наверное, самый трудный вызов журналиста – оставаться честным перед самим собой. Не сломаться, как бы на тебя не давили. Тут стоит отметить, что у меня сложилось впечатление, что большинство из коллег не любят проблемные, острые темы. Причина проста: написав подобный материал, ты наживаешь себе врагов. Многим ведомствам не нравится правда, не говоря о людях.
К примеру, у нас была серия материалов о школьном буллинге и подростках, которые избивали сверстников и стариков на улицах города, забирали у них деньги. Мало того, что выходу этих публикаций пытались воспрепятствовать, за это нашей редакции «прилетело» от правоохранительных органов. Здесь тоже все просто: все хотят, чтобы их работа отражалась только в выгодном свете, любая критика воспринимается в штыки. Пусть дети организовывают «дикие» группировки, избивают сверстников до сотрясения мозга – главное, об этом не писать, у нас же все хорошо.
После публикаций в местном МВД начались проверки «сверху», в наш город приезжали журналисты с федерального телеканала, а местный начальник полиции объявил на нас «охоту». Насколько мне известно, только на меня три раза пытались завести уголовные дела. Мы несколько лет находились на прослушке, отслеживались все наши банковские счета. В итоге, завели уголовное дело на редактора с целью убрать его с информационного поля.
Несколько лет жизни под давлением, увы, «доброжелателей» ни к чему не привели. Зато мы получили бесценный опыт.
— Каких принципов вы придерживаетесь в своей работе и почему они для вас важны?
— Мой главный принцип – не заниматься работой на «отвали». Я считаю, что писать нужно так, чтобы тебе самому потом было интересно это читать. Начинать репортаж, очерк, интервью нужно с самого интересного, а не с нудятины. Читатель с заголовка и лида решает, будет ли он читать текст дальше или отбросит его в сторону.
Раньше у меня был метод, когда глаз замыливался и я адекватно не могла оценить написанное – я читала материал своему младшему брату, который только закончил школу. Он говорил мне, когда становилось неинтересно и начинало клонить в сон. Я все переписывала заново. Не стоит жалеть времени на это.
Ну и главное – не боятся писать правду. Пусть тебя за это не будут любить, будут пытаться палки в колеса вставлять – всем не угодишь, а журналист не рубль, чтобы всем нравится.
— Какую роль, по вашему мнению, играет журналистика в формировании общественного мнения сегодня?
— Огромную роль. Только при условии, если журналисту или изданию доверяют люди. Не зря СМИ называют четвертой властью. Это власть над умами людей, над их отношением к происходящему и к определенным людям, но использовать ее можно, когда ты честен перед собой.
— Какие источники информации вы считаете наиболее надёжными и как их выбираете для своих материалов?
— Источников информации в наше время много. Это личные связи в ведомствах, учреждениях, это соцсети, где новости о событиях расходятся со скоростью света. Чтобы информация была надежной, стоит ее проверять: лично, запросами к властям, получив соответствующие документы.
Журналист может что-то утверждать, только лично проверив и удостоверившись в информации.
— Расскажите о вашем самом запоминающемся интервью или репортаже – что делало его особенным?
— Таких много было, как позитивных, так и негативных. Например, к сказанному выше – меня чуть ли до слез не пробрало, когда я навещала в больнице мальчика, над которым годами издевались одноклассники. Он получил травму головы, полиция была в курсе, а родители в бессилии от того, что никаких мер не принимается для того, чтобы это прекратилось. Эту историю я пропустила через сердце вплоть до оказания юридической помощи родителям.
Было еще одно интервью до слез – с участником Сталинградской битвы. Ему на тот момент было 100 лет. После разговора было желание на колени перед ним встать с чувством глубокой благодарности.
Никогда не забуду поездку на Донбасс в военный госпиталь, разговоры с солдатами и жителями освобожденных территорий. Столько радости они испытывали, когда стали частью нашей страны! Правда, много и ужасных вещей рассказали…
Очень запомнился разговор с журналистом Иваном Голуновым. Он рассказывал, как посещал город, в котором я сейчас живу.
Думаю, все знают эту историю, когда во время журналистского расследования ему полицейские подкинули наркотики. Тогда журналисты всей страны встали на его защиту, по всей России прокатились акции. Исполнителей заказа на него, рядовых полицейских посадили в тюрьму после разбирательств, насколько я знаю.
Вообще, чувство эмпатии для нас важно, но нельзя им злоупотреблять. Как-то коллега из «Русских репортеров» учил нас на одном из семинаров. Говорил, что во время работы журналист садится в одну подводную лодку со своим героем, задраивает люк и вместе с ним переживает его историю. А после покидает подводную лодку и также задраивает люк, то есть нужно стараться не брать с собой в жизнь пережитые там чувства. Они помогут для создания материала, но если все принимать близко к сердцу, может наступить выгорание.
— Как вы оцениваете изменения в медийном пространстве за последние несколько лет?
— В последние годы медийное пространство меняется так же стремительно, как и события в мире. Я застала время, когда главенствовала печатная пресса, потом основным источником информации стали сайты, сейчас социальные сети. Кстати, в этом отношении телевидение безнадежно опаздывает.
Также сейчас очень активно развиваются так называемые блогеры. Практически у каждого военкора на Донбассе есть свой телеграм канал. Я думаю, блогерство популярно среди населения, потому людям не нужны штампы и официоз, они хотят слышать правду и личное мнение человека.
— Как цифровые технологии влияют на способы сбора и распространения новостей?
— Это можно назвать одним словом – оперативность. Сегодня много информации в общем доступе вплоть до финансовой. Хочешь узнать, сколько власти потратили на ремонт дорог или ремонт парка – заходи на сайт госзакупок и узнаешь все до копейки, имен и фамилий.
Не выходя из-за компьютерного стола, можно целое расследование провести.
— Что для вас значит независимость прессы в современном мире, где иногда наблюдаются попытки цензуры?
— Считаю, что мне безмерно повезло. Я не знаю, что такое зависимая пресса. В основном, зависимость СМИ начинается с финансирования. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Издание, в котором я начинала работать и в котором работаю сейчас, никто не финансировал, и не финансирует. То есть самовыживание и самообеспечение – то, что я знаю изначально. Именно поэтому вдвойне удивительно, когда кто-нибудь из властьимущих или особо «заинтересованных» приходит и говорит тебе, что и как нужно писать. Местные чиновники и депутаты меняются быстро, но каждый из «нового поколения» пытается выдвинуть свои хотелки. Благодаря нашему редактору, подобное у нас не проходит.
— Как вы справляетесь с критикой и давлением, возникающими в процессе работы?
— С улыбкой. Это давно привычное дело, поэтому тоже близко к сердцу не воспринимается. В таких случаях важна личность критикующего, является ли он авторитетом для тебя? Показал ли он личными поступками, что имеет право на критику или же это очередной недовольный, про которого написали не так, как он хотел?
Если критика по делу, стараюсь делать работу над ошибками.
— Какие советы вы могли бы дать начинающим журналистам, желающим войти в профессию?
— Наверное, стараться быть мультимедийным. Современные реалии диктуют то, журналист должен уметь писать, работать на камеру, вести блог, монтировать видео и фотографировать сам. Также работать от души – тогда это обязательно дойдет до другой души.
Еще один важный момент, журналистика – это постоянная учеба, оттачивание мастерства, новый опыт. Достичь совершенства в этом, по-моему, невозможно. Но как только появляется «корона», чувство исключительности и всевластия – на таком человеке, как на журналисте, можно ставить крест. Так учил нас редактор, и я лично не с одним таким примером столкнулась. Хотя, был один, как раз показательный для этих слов. Люди попробовали прийти в журналистику сразу с «коронами» на головах. Не продержались и года. Теперь их фамилии даже никто и не помнит…
— Как, по вашему мнению, изменится роль традиционных СМИ в ближайшие годы?
— Трудно сказать, очень быстро все меняется, но, по моему мнению, телевидение безнадежно теряет свои позиции. Я про молодежь, про поколение зумеров, людей, которые в скором времени сменят наши поколения. Они не смотрят ТВ и вряд ли будут его смотреть, когда повзрослеют. Они прекрасно пользуются альтернативными цифровыми источниками информации, значит, за этим будущее.
Постепенно умирает печатная пресса. Однако сейчас у людей появился интерес к большим, качественным текстам. Большие материалы читают, если они интересные.
Наверное, в этом плане очень важно, чтобы государство не упустило из рук все новые информационные тенденции.
— Какие темы или вопросы, по вашему мнению, недостаточно освещаются в современных СМИ?
— На мой взгляд, мало проблемных материалов, а ведь именно такие могут горы свернуть, заставить двигаться то, что стояло годами и десятилетиями. Думаю, все мы знаем силу огласки и общественного резонанса.
Мало интересных очерков и историй, а ведь уникальных людей вокруг очень много.
— Как вы готовитесь к важным сюжетам, и какие методы исследования информации используете?
— Если тема мне совсем не знакома, я стараюсь изучить ее заранее. Помню, как перед интервью с полярником, который жил на станции мыса Челюскинцев, пришлось массу материала перечитать и просмотреть, как про саму экспедицию Челюскина, так и об особенностях климата и условий жизни на крайнем севере.
Когда предстояло интервью с депутатом государственной Думы, о котором я на тот момент практически ничего не знала, я всю ночь изучала информацию о нем в СМИ вплоть до его молодости. К утру уже знала, о чем спрашивать.
Такие погружения в историю, в профессию, в жизни журналист совершает регулярно. Благо, сейчас в нашем распоряжении имеется уникальная библиотека, в которой собраны знания всего человечества за тысячелетия – это интернет. Наша профессия учит пользоваться ею с пользой.
Подготовила Ксения ВОЛКОВА, студентка направления журналистики Новосибирского государственного университета.