«Принятие решения без учета последствий — первая степень шизофрении».
Академик Владимир Бехтерев, выдающийся русский психиатр.
Мы уже рассказывали о том, как прошла последняя сессия Каменского городского Совета депутатов, на которой во второй раз не были приняты изменения в бюджет. Часть их этих изменений была для жителей Камня-на-Оби важной, часть очень важной. В частности депутаты «прокатили» дорожный фонд на четвертый, уже зимний квартал 2024 года. Без внимания остались краевые субсидии на ремонт и восстановление систем водоснабжения и водоотведения. Зависли в воздухе федеральные «подарочные» деньги на освещение обновленной хоккейной коробки «Юность». В целом 43 млн. рублей оказались, как в коробке Шрёдингера — они одновременно существуют и не существуют.
Сегодня мы просим прокомментировать непринятие бюджета и его последствия официальных лиц — представителей администрации района и одного из депутатов, который ранее предлагал компромиссное решение, но не был услышан коллегами.
ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ
Интервью «Каменским известиям» дал глава Каменского района Иван Панченко.
— Иван Владимирович, прошли две сессии подряд с небольшим интервалом, и в обоих случаях рекомендованные финкомитетом изменения в бюджет не были приняты. Чем это чревато?
— Главная проблема заключается в том, что мы рискуем не освоить те средства, которые были до нас доведены. Изменения в бюджет предполагают увеличение доходной части как за счет собственных налоговых и неналоговых доходов, так и за счет краевых дотаций и средств федерального бюджета.
— Вы говорите, федеральные деньги. О чем речь?
— О тех средствах, которые мы выиграли на Всероссийском конкурсе по проекту местных инициатив. Напомню, что нам вручили сертификат на 150 тысяч рублей, чтобы мы использовали их для установки современного освещения на обновленной хоккейной площадке «Юность». Мы должны максимум до 25 декабря произвести все расчеты, освоить их и отчитаться о проделанной работе. Если не успеем, то эти деньги просто вернутся обратно.
— Хорошо, а что по дорогам? Мы уже писали, что в проекте финкомитета дорожный фонд заметно вырос. Это теоретически должно быть оценено представительным органом — больше денег, больше пользы. Мы так понимаем, что в итоге были препоны со стороны депутатов?
— Да, в проекте, разработанном комитетом администрации района по финансам, налоговой и кредитной политике, в дорожный фонд на четвертый квартал 2024 года предполагалось направить 3,6 млн. рублей. Эта сумма взята не с потолка. Мы проанализировали показатели предыдущих лет, и в последних кварталах ежегодно, с 2021 по 2023 год, на содержание дорог направлялось в среднем около 2,4 млн. рублей. Естественно, всё дорожает: ГСМ и другие составляющие себестоимости услуг, поэтому предложенная нами сумма вполне соответствует реалиям.
— Положа руку на сердце, мы так и не поняли — в чем проблема принять изменения в бюджет по предложенному сценарию, при том что именно дорожный фонд стал камнем преткновения на сессии. Как вы думаете, почему часть депутатов выразила свое вялое нет?
— Складывается такое ощущение, что части депутатов это попросту не интересно — чтобы люди могли безопасно передвигаться по дорогам общего пользования. В дорожный фонд закладывается не такая уж и значительная сумма, и та встречает непонятное сопротивление депутатов.
— Вам не приходит в голову мысль, что кто-то уже должен защищать интересы граждан от некоторых депутатов, избранных ими же?
— Возможно. Вообще, никто не лишает депутатов права на проверку расходования средств бюджета. Они его принимают, они же потом могут проконтролировать, насколько правильно и эффективно расходуются заложенные в бюджет средства. Но не принимать бюджет — это действие против интересов жителей Камня-на-Оби. Депутаты и глава города как представители муниципальной территории как никто должны быть заинтересованы в том, чтобы денежные средства использовались эффективно. Непринятие бюджета — это позиция с точностью до наоборот. Сами посудите — какой бюджет принимает представительный орган города, ровно настолько я исполняю свои полномочия как глава администрации муниципалитета. Это буква федерального закона 131-ФЗ. А сегодня в дорожном фонде городского бюджета осталось 4200 рублей.
— Во всем есть логика. По вашему мнению, зачем депутаты предложили «оттянуть» 2,1 млн из без того скудного дорожного фонда?
— Соглашусь с вашей формулировкой — скудный. Действительно, прозвучало предложение от части депутатов сократить объем дорожного фонда до 1,5 млн. рублей, а остаток средств в размере 2,1 отправить на уменьшение дефицита бюджета. На мой вопрос — для чего — я не получил вразумительного ответа ещё на согласительной комиссии.
— Хорошо, но на сессии были и альтернативные предложения, почему они не прошли?
— Да, поступило предложение, которое можно считать компромиссом: оставить финансирование дорожного фонда на уровне прошлых лет — 2,4 млн. рублей, из предлагаемых финкомитетом 3,6 млн. рублей 700 тысяч отправить на нужды спорта, а это подготовка к олимпиаде, установка спортивных площадок и т.д., остальные — на уменьшение дефицита бюджета. Почему депутаты не приняли ни одну редакцию, я не понимаю. Мое личное мнение — некая группа депутатов решила саботировать решение по бюджету, чтобы навредить районной администрации. Печально, что они не берут в расчет людей, живущих в Камне-на-Оби. Ну а многие граждане зачастую не разбираются в специфике организации местного самоуправления, в бюджетном законодательстве. Дороги не чистят? Виновата администрация.
— Мы уже предполагали, что именно на это был расчет. Ситуация складывается патовая?
— Не имея лимитов в бюджете, мы не имеем права организовывать торги для определения подрядчика. После принятий изменений в бюджет мы, получив денежные средства в доходную часть и подтвердив расходную, сразу же объявили бы аукцион. Выигравший торги подрядчик приступил бы к очистке дорог от снега. В понедельник на планерном заседании мы обсуждали этот вопрос, рассматривали возможность заключения контракта напрямую, без аукциона, на основании режима повышенной готовности. Но этого тоже нельзя сделать, так как доходная часть бюджета не была принята.
— А что дальше, по вашему мнению?
— Как будут развиваться события — не могу предположить. Я не уверен, что депутаты в ближайшее время примут изменения в бюджет, тем более поддержат предложение администрации увеличить дорожный фонд. И мы столкнемся с тем, что не сможем выполнять свои обязательства по зимнему содержанию дорог. Все должны понимать, что мы живем на те денежные средства, которые до нас доводят депутаты. На первой сессии, если мне не изменяет память, почти приняли бюджет — против высказались только депутаты Чернышов, Железовская, Селютин, воздержались депутаты Мыльников и Басалаев. За проект решения проголосовали 10 из 15 присутствующих депутатов, и ровно одного голоса не хватило. На последней сессии было больше воздержавшихся депутатов. Мне, кстати, совершенно не понятна эта позиция — воздержаться. Кому-то может показаться, что народным избранникам просто безразлично, раз уж у них нет четкой позиции по ключевому вопросу. Я бы рекомендовал ввести практику — в случае принятия важных решений поименно учитывать итоги голосования. Избиратели должны знать, как их представители голосуют на сессиях.
ЧТО ВАЖНЕЕ
Вызывает вопросы решение депутатов «оттяпать» два миллиона рублей из дорожного фонда в пользу уменьшения дефицита бюджета. С одной стороны, есть требования Бюджетного кодекса РФ — дефицит бюджета может быть до определенного предела. С другой, зимнее содержание дорог отнюдь не шутки. Ситуацию комментирует Ирина Мамонова, председатель комитета администрации Каменского района по финансам, налоговой и кредитной политики:
«Депутаты городского Совета депутатов вправе принимать решения, как распорядиться доходной частью бюджета. В том числе они вправе решить, сколько именно средств должно быть направлено на уменьшение дефицита бюджета.
Согласно статьи 92 Бюджетного кодекса РФ, дефицит бюджета не может превышать 10 процентов от налоговых и неналоговых доходов, и в конце года мы обязаны привести дефицит бюджета в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса. Хочу отметить, что наступает 4 квартал, это зимнее время, а мы живем в Сибири – со снежными зимами. Соответственно, зимнее содержание дорог — немаловажная часть расходов. По нашему мнению, 3,6 млн сегодня с условием инфляции — реальная сумма, которую мы можем направить на зимнее содержание дорог. А уже подводя черту уходящего года, мы можем проанализировать доходную и расходную части и в случае необходимости уменьшить бюджетные ассигнования для исполнения ст. 92 БК РФ».
МНЕНИЕ ДЕПУТАТА
Сергей Гончаров, депутат Каменского городского Совета депутатов:
— Я считаю, что бюджет нужно было принимать в любом случае. Я поддерживал второй вариант: дорожный фонд увеличить до 2,4 млн. рублей. С моей стороны это было что-то вроде компромисса, я понимал, что депутаты не настроены принимать предложение администрации. Вы сами видели на сессии — депутаты не принимали решения даже по тем вопросам, которые касались приведения местных нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями законодательства. Для меня позиция некоторых моих коллег не совсем понятна. Ведь мы, депутаты, принимаем решение исходя их интересов города и его жителей. Главы района, города меняются, а город останется, его жители остаются. Администрация должна выполнять свои полномочия, а для этого бюджет должен быть принят. Предлагались целых три варианта, и ни один не был принят.
Мое мнение — в ходе дискуссии мы должны приходить к согласию. Кстати, кроме дорожного фонда, в проекте изменений в бюджет было увеличение доходной части за счет средств краевого бюджета. Краевые дотации направлены в том числе на ремонтно-восстановительные работы систем водоснабжения и водоотведения. 150 тысяч из федерального бюджета — на освещение хоккейной коробки из федерального бюджета. Эти средства нужно принять и освоить уже в этом году, а мы ведем спор из-за двух миллионов в дорожный фонд. Судя по результатам голосования, это действительно какой-то саботаж.
Максим ПАНКОВ. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.